Иллюстрированный журнал обо всем на свете ([info]drugoi) wrote,
@ 2008-09-24 23:35:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Соловки

Власть соловецкая


"Суровая климатическая обстановка, трудовой режим и борьба с природой будут хорошей школой для всяких порочных элементов!" – постановили большевики, появившиеся на Соловках в 1920 году. Монастырь переименовали в Кремль, Белое озеро в Красное, а на территории монастыря появился концентрационный лагерь для военнопленных Гражданской войны. В 1923 г. этот лагерь перерос в СЛОН – "Соловецкие лагеря особого назначения". Интересно, что первыми узниками СЛОНа оказались активисты тех политических партий, которые помогли большевикам захватить власть в стране.



"Особое назначение" Соловецких лагерей состояло в том, что туда направляли людей не за преступления или провинности, а тех, кто представлял угрозу красному режиму самим лишь фактом своего существования. Активных противников новая власть уничтожала сразу. В концлагеря же заключались те, чье воспитание не согласовывалось с коммунистической практикой, кто в силу своего образования, происхождения или профессиональных знаний оказались «социально-чуждыми». Большая часть этих людей оказалась на Соловках не по приговорам суда, а по решениям различных комиссий, коллегий, совещаний.



На Соловках была создана модель государства, разделенного по классовому признаку, со своей столицей, Кремлем, армией, флотом, судом, тюрьмой и материальной базой, доставшейся в наследство от монастыря. Печатались свои деньги, издавались свои газеты и журналы. Здесь не было советской власти, здесь была власть соловецкая – первый местный Совет депутатов появился на Соловках только в 1944 году.



Труд в лагере поначалу имел только воспитательное значение. Бывшие университетские преподаватели, врачи, ученые, квалифицированные специалисты зимой носили воду из одной проруби в другую, летом перекладывали бревна с места на место или до потери сознания кричали здравицы начальству и Советской власти. Этот период формирования лагерной системы отличался массовой гибелью заключенных от непосильного труда и издевательств надзирателей. Вслед за узниками уничтожались и их охранники – в разные годы были расстреляны практически все партийные руководители, которые создавали СЛОН и чекисты, управлявшие лагерной администрацией.



Следующим этапом развития лагерной системы на Соловках стал перевод лагеря на хозрасчет, на получение максимальной прибыли от принудительного труда заключенных, создание все новых отделений СЛОНа на материке – от Ленинградской области до Мурманска и Урала. На Соловки стали присылать раскулаченных крестьян, рабочих. Увеличилось общее число узников, новый лагерный закон стал гласить "Хлеб по выработке", что сразу поставило на грань гибели пожилых и физически немощных заключенных. Тех, кто выполнял нормы, награждали грамотами и премиальными пирожками.


Лозунг на стене Красного уголка бывшего штрафного изолятора в лагпункте Савватиево

Родина ГУЛАГа – Соловки – после уничтожения своих собственных природных ресурсов (древних лесов архипелага) перекачала большую часть заключенных на строительство Беломорско-Балтийского канала. Режим изоляции все больше ужесточался, с середины 30-х годов заключенных перевели на тюремное содержание. Осенью 1937 г. на Соловки пришло распоряжение из Москвы насчет т.н. "нормы" – определенного количества человек, которые должны быть казнены. Тюремной администрацией были отобраны две тысячи человек, которые были расстреляны. После этого СЛОН был выведен из состава ГУЛАГа и превращен из лагеря в образцовую тюрьму Главного управления госбезопасности, имевшую пять отделений на разных островах.



Для содержания заключенных на Соловках использовались буквально все монастырские помещения и построенные на скорую руку бараки. В них до сих пор живут – на снимке т.н. "детский барак". Здесь содержались малолетние "члены семей изменников Родины" (ЧСИР).

В 1939 г. завершилось строительство специального Большого тюремного корпуса. Здесь вполне могли оказаться коллеги "железного наркома" Николая Ивановича Ежова, к тому времени уже расстрелянного в Москве, однако Соловецкая тюрьма по приказу нового наркома Берии вдруг срочно расформировывается. Начинается Вторая мировая война и территория архипелага потребовалась для организации на ней военно-морской базы Северного флота. Большой тюремный корпус так и остался незаселенным. В конце осени 1939 г. узников этапировали в другие места ГУЛАГа.







Передо мной лежит библиографическая редкость – книга Ю. А. Бродского "Соловки. Двадцать лет Особого назначения". Тридцать восемь лет Юрий Аркадьевич собирает материалы о СЛОНе – свидетельства очевидцев, документы. В его архиве несколько тысяч негативов фотографий, которые он делал на местах, связанных с лагерем на Соловках. В 2002 году при содействии фонда Сороса и шведского посольства в РФ вышла книга, которую Бродский написал на основе собранного материала. На 525 страницах книги собран уникальный материал – письменные воспоминания бывших узников СЛОНа, документальные свидетельства, фотографии. Тираж у книги ничтожный, но есть надежда, что она будет издана снова.



Во время поездки на Соловки нам повезло – Юрий Аркадьевич нашел в себе силы (он болеет сейчас) встретиться с нашей группой журналистов и провести небольшую экскурсию на Секирной горе – самом, пожалуй, трагическом месте в истории Соловецкого лагеря.

Я записал рассказ человека, который знает все о Соловках, на видео и хочу показать вам небольшой фрагмент из этой записи:




Секирная гора, одно из самых высоких мест на Большом Соловецком острове, всегда имело недобрую славу. Согласно легенде в XV в. два ангела выпороли розгами женщину, которая могла бы явиться на острове соблазном для монахов. В ознаменование этого "чуда" там поставили часовню, а в XIX веке церковь, на маковке которой был устроен маяк, показывающий дорогу судам, подходящим к Соловкам с запада. В лагерный период на Секирной горе разместили штрафной изолятор лагпункта №2 (Савватиево) известный своим особенно тяжелым режимом. Сидение сутками на деревянных жердях и систематические избиения являлись самыми легкими видами наказания, как рассказывал на допросе сотрудник изолятора И.Курилко. На площадке перед церковью периодически проводились расстрелы заключенных из штрафного изолятора.

Инженер Емельян Соловьев рассказывал, что однажды наблюдал узников штрафизолятора на Секирке, которых гнали на работы по засыпке кладбища цинготных и тифозных:

"– О приближении штрафников с Секирной горы мы догадались по громкой команде: – Прочь с дороги!

Разумеется, все шарахнулись в стороны, а мимо нас провели истощенных, совершенно звероподобных людей, окруженных многочисленным конвоем. Некоторые были одеты, за неимением платья, в мешки. Сапог я не видел ни на одном".


Из воспоминаний Ивана Зайцева, помещенного в штрафизолятор на Секирной горе и оставшегося в живых после месяца пребывания там:

"Нас заставили раздеться, оставив на себе лишь рубашку и кальсоны. Лагстароста постучал болтом в входную дверь. Внутри заскрипел железный засов и тяжелая громадная дверь отворилась. Нас втолкнули внутрь так называемого верхнего штрафизолятора. Мы остановились в оцепенении у входа, изумленные представшим перед нами зрелищем. Вправо и влево вдоль стен молча сидели в два ряда на голых деревянных нарах узники. Плотно, один к одному. Первый ряд, спустив ноги вниз, а второй сзади, подогнув ноги под себя. Все босые, полуголые, имеющие лишь лохмотья на теле, некоторые – уже подобие скелетов. Они смотрели в нашу сторону мрачными утомленными глазами, в которых отражалась глубокая печаль и искрення жалость к нам, новичкам. Все, что могло бы напомнить о том, что мы в храме, уничтожено. Росписи скверно и грубо забелены. Боковые алтари превращены в карцеры, где происходят избиения и надевания смирительных рубашек. Там, где в храме святой жертвенник, теперь огромная параша для "большой" нужды – кадка с положенной сверху доской для ног. Утром и вечером – поверка с обычным собачьим лаем "Здра!". Бывает, за вялый расчет мальчишка-красноармеец заставляет повторять это приветствие полчаса или час. Пища, причем очень скудная, выдается единожды в сутки – в полдень. И так не неделю или две, а месяцами, вплоть до года."




Во время своего визита на Соловки в 1929 г. великий пролетарский писатель Максим Горький посетил Секирную гору (на снимке) вместе со своими родственниками и сотрудниками ОГПУ. Перед его приездом жердочки убрали, поставили столы и заключенным раздали газеты, приказав делать вид, что они читают их. Многие из штрафников стали держать газеты вверх ногами. Горький увидел это, подошел к одному из них и повернул газету правильно. После посещения кто-то из начальства ОГПУ оставил в контрольном журнале изолятора запись: "При посещении Секирной нашел надлежащий порядок". Максим Горький ниже приписал: "Сказал бы – отлично" и подписался.

Из воспоминаний Н. Жилова:

"Не могу не отметить гнусную роль, которую сыграл в истории лагерей смерти Максим Горький, посетивший в 1929 г. Соловки. Он, осмотревшись, увидел идиллическую картину райского жития заключенных и пришел в умиление, морально оправдав истребление миллионов людей в лагерях. Общественное мнение мира было обмануто им самым беззастенчивым образом. Политзаключенные остались вне поля писателя. Он вполне удовлетворился сусальным пряником, предложенным ему. Горький оказался самым заурядным обывателем и не стал ни Вольтером, ни Золя, ни Чеховым, ни даже Федором Петровичем Гаазом..."




В течение десятков лет следы лагеря на Соловках уничтожали местные работники госбезопасности. Теперь, этим занимаются "новые хозяева" на острове. Совсем недавно на этом месте стоял деревянный барак, в котором в лагерные годы содержались женщины, приговоренные к расстрелу на Секирке. На стенах барака еще оставались надписи, сделанные несчастными. За несколько дней до нашего приезда монахи монастыря распилили барак на дрова.



Это та самая знаменитая лестница из трехсот ступеней на Секирке, по которой штрафников заставляли носить воду по десять раз в день – вверх и вниз. Дмитрий Лихачев (будущий академик), отбывавший свой срок на Соловках в должности ВРИДЛа (временно исполняющего должность лошади) рассказывал о том, что охранники Секирной горы спускали заключенных по этой лестнице, привязав к балану – короткому бревну. "Внизу уже был окровавленный труп, который и узнать было трудно. Там же, под горой, сразу и закапывали в яму", – писал Д. Лихачев.



Под горой – то место, про которое рассказывал Ю. Бродский. Здесь хоронили людей, которых расстреливали у церкви на Секирке. Есть ямы, где лежат по несколько десятков человек. Есть ямы, которые выкапывали тогда впрок - копали летом для тех, кого расстреляют зимой.



Над входной дверью этого домика в районе ботанического сада деревянная табличка, на которой еще можно разглядеть остатки надписи: КОМЕНДАТУРА.

* * *



Инвалидная лагерная командировка на о. Большая Муксалма – еще один из оставшихся на Соловках лагерных объектов. Большая Муксалма находится в десяти километрах от монастыря по дороге от торфоразработок. Лагерный персонал говорил, что зимой 1928 г. на Большой Муксалме умерло две тысячи сорок арестантов. Осенью сюда отправлялись собранные по всему Первому отделению инвалиды, которых нельзя было использовать на Соловках еще и потому, что они были бедны, не имели поддержки с воли, поэтому не могли дать взятку.



Взятки на Соловках были очень развиты. От них часто зависела дальнейшая судьба заключенного. "Богатые" арестанты могли устроиться за взятки в Шестой сторожевой роте, где большинство составляли священники, охранявшие склады, цейхгаузы и огороды. Те, кого отправляли на Муксалму знали, что их дни сочтены и зимой они умрут. Обреченных загоняли на двухэтажные нары по сто человек в комнату площадью тридцать-сорок кв. метров. Постный суп в обед приносили в больших ушатах и ели из общей чаши. Летом инвалиды работали на сборе ягод, грибов и трав, которые собирались экспортировать за границу. Осенью гоняли рыть ямы под свои будущие могилы, чтобы не копать их зимой, когда земля замерзает. Ямы рыли большие – человек на 60-100 каждая. От снежных заносов ямы прикрывали досками и с наступлением осенних холодов могилы начинали заполняться сначала теми, у кого больные легкие, потом шли остальные. К весне в этом бараке оставалось только несколько человек.



Тов. коменданту Кем. пер. пункта.

Убедительно прошу Вашего распоряжения о возвращении мне отнятых у меня двух ножей: столового и перочинного. У меня вставная челюсть; без ножа я не могу не только откусить кусок сахару, но даже корки хлеба.

Я привез из Внутренней тюрьмы ГПУ, где у меня было разрешение как от врача, так и от начальника тюрьмы, ножи, позволенные в качестве единственного исключения во всей тюрьме, вследствие моей старости и отсутствия у меня своих зубов. Не искрошив предварительно ножом хлеба, который выданный вперед на две недели очень черствеет, я лишен возможности есть его, а хлеб составляет мою главную пищу.

Почтительно прошу войти в мое положение и приказать вернуть мне ножи.

Заключенный в 4-м бараке Владимир Кривош (Неманич)*


Резолюция коменданта:

Установленные правила для всех являются обязательными и исключений быть не может!


* профессор В. Кривош (Неманич) работал переводчиком в Комиссариате Иностранных Дел. Бегло разговаривал практически на всех языках мира, включая китайский, японский, турецкий и все европейские языки. В 1923 г. был осужден на десять лет по статье 66, как большинство иностранцев, "за шпионаж в пользу мировой буржуазии" и сослан на Соловки. Вышел на свободу в 1928 г.



P.S. Этим небольшим рассказом о Соловках передаю привет депутату от "Единой России", бывшему заместителю генпрокурора РФ Владимиру Колесникову и его коллегам, которые хотят вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь.

фотографии: © drugoi
архивные фотографии и тексты воспоминаний © Ю. Бродский "Соловки. Двадцать лет особого назначения", РПЭ, 2002 г.


Page 1 of 9
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] >>

(847 comments) - (Post a new comment)

(Deleted post)

[info]sa6ok
2008-09-24 08:00 pm UTC (link)
Где?

(Reply to this) (Parent)


[info]warsh
2008-09-24 07:48 pm UTC (link)
Разбираешь архивы?

(Reply to this)


[info]zakrit_dver
2008-09-24 07:48 pm UTC (link)
Дождались.
Прекрасный репортаж.
Спасибо. В печатном варианте таких репортажей - еще поискать :)

(Reply to this)


[info]fotinias
2008-09-24 07:48 pm UTC (link)
ком в горле встал...

(Reply to this)


[info]nazarian
2008-09-24 07:49 pm UTC (link)
The horrors that the people of the USSR have gone through. Hopefully, this kind of things are behind them and will never be repeated.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]zior_
2008-09-25 06:18 am UTC (link)
there is an opinion that such horrors are not behined. Facts are very poor but rumours are circulating...
i'm not claiming that GULAG still exists, but things that are happening for example in army are not any better. (Or at least such is the opinion of many people)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]mitsunobu, 2008-09-25 11:45 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]valera, 2008-09-25 04:14 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]mitsunobu, 2008-09-26 07:35 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]valera, 2008-09-26 02:35 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]tiriaq, 2008-09-27 07:53 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]mbpolyakov, 2008-10-01 05:15 am UTC (Expand)

[info]cross_s
2008-09-24 07:50 pm UTC (link)
И ведь вернут.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]ban_dana
2008-09-24 09:24 pm UTC (link)
И хорошо, если только памятник...

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]nb_t, 2009-02-11 05:58 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nfb, 2008-10-06 07:23 am UTC (Expand)

[info]eihwaz
2008-09-24 07:50 pm UTC (link)
> СЛОН – "Соловецкие лагеря специального назначения"

Особого, м.б?

(Reply to this) (Thread)


[info]gudriksson
2008-09-25 11:41 am UTC (link)
СЛОН- смерть легавым от ножа.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]eihwaz, 2008-09-25 08:12 pm UTC (Expand)

[info]chiwo
2008-09-24 07:54 pm UTC (link)
Да, уж действительно, - "... у ней особенная стать..."

(Reply to this)


[info]ng68
2008-09-24 07:57 pm UTC (link)
Да, точно, особого. Надо поправить в тексте.

(Reply to this)


[info]_benvenuta_
2008-09-24 07:58 pm UTC (link)
ойойойойой..
Другой, это много. То, что вы сейчас сделали.
Респект и перепост.

(Reply to this)


[info]tvojemale
2008-09-24 08:00 pm UTC (link)
Законсервировать,и в обязательном порядке возить тех кто публично оправдывает етот режым.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]svetamax
2008-09-24 09:13 pm UTC (link)
И Сталина.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]burster, 2008-09-30 08:52 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]dimailer, 2008-09-25 06:23 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nfb, 2008-10-06 07:24 am UTC (Expand)

[info]skyg74
2008-09-24 08:00 pm UTC (link)
"в должности ВРИДЛа (временно исполняющего должность лошади)"

вот она, суть советской системы.

(Reply to this)


[info]venelane
2008-09-24 08:03 pm UTC (link)
Какой рассказчик...

(Reply to this)


[info]krywal
2008-09-24 08:05 pm UTC (link)
Монахи, которые распилили барак, наверняка занимались богоугодным делом - укреплением самодержавия помазанников ВВП и ДАМ.

(Reply to this)


[info]degarn
2008-09-24 08:05 pm UTC (link)
"отделений СЛОНа на метерике" е_а

(Reply to this)


[info]murchik007
2008-09-24 08:12 pm UTC (link)
"P.S. Этим небольшим рассказом о Соловках передаю привет депутату от "Единой России", бывшему заместителю генпрокурора РФ Владимиру Колесникову и его коллегам, которые хотят вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь.
"

К сожалению, не у всех есть совесть.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]balu_jan
2008-09-26 12:12 pm UTC (link)
но как то все забывают о известной инструкции Дзержинского для производящих обыск и дознание: «Пусть все те, которым поручено произвести обыск, лишить человека свободы и держать его в тюрьме, относятся бережно к людям арестуемым и обыскиваемым, пусть будут с ними гораздо вежливее, чем даже с близким человеком, помня, что лишенный свободы не может защищаться и что он в нашей власти. Каждый должен помнить, что он представитель Советской власти рабочих и крестьян и что всякий его окрик, грубость, нескромность, невежливость — пятно, которое ложится на эту власть»
а так же решение проблемы беспризорников

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]murchik007, 2008-09-26 12:29 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]iwia, 2008-09-27 09:34 pm UTC (Expand)

[info]krywal
2008-09-24 08:15 pm UTC (link)
Беларусам і ўкраінцам вельмі раю пачытаць кнігу Францішка Аляхновіча "Ў капцюрох ГПУ".

(Reply to this)


[info]juliakomissarof
2008-09-24 08:17 pm UTC (link)
ты молодец, уважаю.

(Reply to this)


[info]dervent
2008-09-24 08:19 pm UTC (link)
Рустем,спасибо большое за репортаж,а у вас есть еще фотографии Соловков в этом блоге?

(Reply to this) (Thread)


[info]drugoi
2008-09-24 08:23 pm UTC (link)
идите по тегу в начале записи.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]dervent, 2008-09-24 08:35 pm UTC (Expand)

[info]ypolozov
2008-09-24 08:19 pm UTC (link)
Присоединяюсь к привету.

Хотя мне не совсем понятно, так ли важны памятники?
И если важны, то почему памятники Ленина и в Москве и в Петербурге? Почему Мавзолей?
Почему и в Украине памятники Ленину остаются, а в Грузии - Сталину?

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]eyewave
2008-09-25 08:35 am UTC (link)
в Париже станция метро "Сталинград". Карочи, не надо придавать памятникам особого значения.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]noddeat, 2008-09-25 08:47 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]eyewave, 2008-09-25 08:51 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]noddeat, 2008-09-25 08:45 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]eyewave, 2008-09-25 08:52 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]fetzen_, 2008-09-25 07:41 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]eyewave, 2008-09-26 07:50 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]sssshhssss, 2008-09-25 05:30 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ypolozov, 2008-09-25 06:08 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]dragonfly_v, 2008-09-25 06:21 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ypolozov, 2008-09-25 06:38 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]dragonfly_v, 2008-09-25 09:44 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]guessss_who, 2008-09-27 07:54 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ypolozov, 2008-09-28 09:22 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]guessss_who, 2008-09-28 09:39 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]rodgar, 2008-09-28 03:27 pm UTC (Expand)

[info]velo_de_isis
2008-09-24 08:19 pm UTC (link)
А ведь Гитлеровские замашки...
Откуда в человеке может быть столько жестокости!?
Не понятно...
Ведь у него есть Разум.

Спасибо за репортаж!

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]incogn1too
2008-09-24 08:54 pm UTC (link)
Есть мнение, что это у Гитлера были советские замашки, ну да это мало кого волнует, как правило.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]mg81, 2008-09-25 06:18 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]incogn1too, 2008-09-25 06:20 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]velo_de_isis, 2008-09-25 11:18 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]mykolap, 2008-09-25 03:01 pm UTC (Expand)

[info]silence_i
2008-09-24 08:22 pm UTC (link)
Спасибо за хороший рассказ. Была на Соловках в конце июня, впечатлений очень много.

(Reply to this)


[info]oll123
2008-09-24 08:25 pm UTC (link)
Юра Бродский, это хорошо. Доберусь до него, обязательно поделюсь вашим впечатлением и эффектом :) Который уже по счету пост о Соловках.. чувствуется - зацепило =)

(Reply to this) (Thread)


[info]drugoi
2008-09-24 08:28 pm UTC (link)
мы с ним потом долго еще дома у него говорили.

(Reply to this) (Parent)


[info]the_netwalker
2008-09-24 08:28 pm UTC (link)
*с интересом*
будем уподобляться тем же большевикам, сносящим старые памятники и ставящие новые? Ленины до сих пор стоят, не сильно напрягает? Или от того, что снести памятник, история поменяется?
ЗЫ что-то я не заметил подписи Дзержинского под "Постановление СНК СССР от 2 ноября 1923 года Об организации Соловецкого лагеря принудительных работ"

http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%9D%D0%9A_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%BE%D1%82_2_%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F_1923_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%9E%D0%B1_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82

или Дзержинский как Чубайс - один во всем виноват?

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]drugoi
2008-09-24 08:34 pm UTC (link)
по-моему, очевидно, что памятник Дзержинскому – это не памятник одному конкретному человеку, а символ всей карательной системы, действовавшей при коммунистах.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]the_netwalker, 2008-09-24 08:39 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ringostarky, 2008-09-24 08:52 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]the_netwalker, 2008-09-24 08:55 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ringostarky, 2008-09-24 09:13 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]the_netwalker, 2008-09-24 09:46 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ringostarky, 2008-09-24 10:33 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]the_netwalker, 2008-09-24 10:46 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ringostarky, 2008-09-24 10:53 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]qwertyk, 2008-09-25 04:52 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]fetzen_, 2008-09-25 07:24 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]qwertyk, 2008-09-26 02:41 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]the_netwalker, 2008-09-25 05:27 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]fal_con, 2008-09-24 10:49 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]the_netwalker, 2008-09-25 05:18 pm UTC (Expand)
Они все считают себя рупором большинства - [info]uldorthecursed, 2008-09-25 08:24 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]chainik_13, 2008-09-26 09:20 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]the_netwalker, 2008-09-29 06:30 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]hw_store, 2008-09-29 10:49 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]goluboglazaya, 2008-09-24 09:29 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]mdovzhenko, 2008-09-25 12:06 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]gns_ua, 2008-09-25 10:22 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]agraf, 2008-09-25 10:31 am UTC (Expand)
Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]uldorthecursed, 2008-09-25 11:32 am UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]erm_kontinent, 2008-09-25 12:18 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]crezzo, 2008-09-25 01:17 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]homiak_s_offica, 2008-09-25 01:38 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]crezzo, 2008-09-25 07:10 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]sinistra1456, 2008-10-02 07:47 am UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]uldorthecursed, 2008-09-25 03:32 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]qwertyk, 2008-09-25 04:55 pm UTC (Expand)
Про человеческий облик - [info]vitjko, 2008-09-25 07:19 pm UTC (Expand)
Re: Про человеческий облик - [info]uldorthecursed, 2008-09-25 08:18 pm UTC (Expand)
Re: Про человеческий облик - [info]vitjko, 2008-09-27 07:56 am UTC (Expand)
А я даже не о действиях - [info]uldorthecursed, 2008-09-27 09:17 am UTC (Expand)
Re: Увы - [info]vitjko, 2008-09-27 10:29 am UTC (Expand)
Re: Увы - [info]uldorthecursed, 2008-09-27 11:36 am UTC (Expand)
Re: Увы - [info]aneta4ka_07, 2008-10-01 07:15 am UTC (Expand)
Увы, ЭТИМ что-то доказывать бесполезно - [info]uldorthecursed, 2008-10-01 08:00 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]bartoli, 2008-09-25 06:28 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]illyn, 2008-09-25 08:39 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nb_t, 2009-02-11 06:02 pm UTC (Expand)
Поменяеется будущее - [info]geneus, 2008-09-24 09:46 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]the_netwalker, 2008-09-24 09:53 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]geneus, 2008-09-24 10:08 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]the_netwalker, 2008-09-24 10:43 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]geneus, 2008-09-24 11:13 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]cadmi, 2008-09-25 04:41 am UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]geneus, 2008-09-25 01:11 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]qwertyk, 2008-09-25 04:59 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]crezzo, 2008-09-25 01:24 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]geneus, 2008-09-25 02:47 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]qwertyk, 2008-09-25 05:06 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]agraf, 2008-09-25 06:01 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]qwertyk, 2008-09-26 02:31 am UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]geneus, 2008-09-25 07:59 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]qwertyk, 2008-09-26 02:26 am UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]geneus, 2008-09-26 01:19 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]qwertyk, 2008-09-27 06:32 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]crezzo, 2008-09-25 07:59 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]geneus, 2008-09-25 08:14 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]crezzo, 2008-09-26 04:22 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]geneus, 2008-09-26 04:39 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]crezzo, 2008-09-27 07:24 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]geneus, 2008-09-27 08:29 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]the_netwalker, 2008-09-25 05:26 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]geneus, 2008-09-25 07:47 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]fetzen_, 2008-09-25 06:59 pm UTC (Expand)
Re: Поменяеется будущее - [info]the_netwalker, 2008-09-29 05:58 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]devizzi, 2008-09-25 04:00 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]qwertyk, 2008-09-25 05:12 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]vakhitov, 2008-09-25 05:47 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]fetzen_, 2008-09-25 07:07 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]qwertyk, 2008-09-26 02:35 am UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]vakhitov, 2008-09-28 02:33 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]qwertyk, 2008-09-29 01:55 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]vakhitov, 2008-09-29 02:34 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]qwertyk, 2008-09-30 02:23 am UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]vakhitov, 2008-10-02 10:10 am UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]qwertyk, 2008-10-02 10:22 am UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]vakhitov, 2008-10-02 12:35 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]qwertyk, 2008-10-03 02:19 am UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]vakhitov, 2008-10-06 06:15 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]qwertyk, 2008-10-07 03:36 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]devizzi, 2008-09-25 06:02 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]qwertyk, 2008-09-26 02:48 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]devizzi, 2008-09-26 01:23 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]qwertyk, 2008-09-27 08:40 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]devizzi, 2008-09-28 02:28 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]qwertyk, 2008-09-29 01:47 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]fetzen_, 2008-09-25 07:04 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]qwertyk, 2008-09-26 02:31 am UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]display_none, 2008-09-26 11:31 pm UTC (Expand)
Re: Согласен. Это оскорбление для толпы - [info]qwertyk, 2008-09-27 07:29 pm UTC (Expand)
Так кто же виноват? - [info]combataxe, 2008-09-25 11:52 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]sssshhssss, 2008-09-25 05:32 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]the_netwalker, 2008-09-29 05:57 pm UTC (Expand)

[info]generall
2008-09-24 08:29 pm UTC (link)
дякую

(Reply to this)


(847 comments) - (Post a new comment)

My Ads

Page 1 of 9
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…