Previous Entry Поделиться Next Entry
Из серии «Как это делается» | Москва, осень 41-го
dr.
drugoi


Алексей Пивоваров позвал посмотреть, как снимают фильм про события осени сорок первого года в Москве. Новый авторский проект Алексея на НТВ рассказывает о тяжелом времени, когда враг стоял на ближних подступах к столице, когда передовые отряды наступающих немцев уже были на окраинах города и судьба Москвы могла быть решена в считанные дни. Как и в истории о Ржеве 41-го фильм снимают документально-художественный — с реконструкцией событий в декорациях и на улицах Москвы. Найдены очевидцы происходившего тогда, собраны их свидетельства и по этим рассказам воссоздаются отдельные эпизоды — с актерами, массовкой и настоящим «киношным» съемочным процессом. Я приезжал на съемочную площадку уже два раза: сначала в Тушино, где один из героев фильма участвовал в тушении зажигательных бомб, а двумя днеми позже смотрел, как снимают историю про панику 16-го октября — съемки шли в районе площади Ильича.


В Тушино договорились с жильцами одного из домов и устроили здесь съемочную площадку. Снимали несколько эпизодов, в т.ч. сцены с патрулем, который следит за соблюдением светомаскировки. У таких патрулей было право стрелять по окнам, за которыми виднелся свет. Одного из таких патрульных удалось найти группе Пивоварова, он рассказывал, что после таких обстрелов бывали и убитые — в то время было не до церемоний.



В начале видеоролика как раз такой эпизод — патрульный стреляет по окну, за которым увидел свет. Однажды так подстрелили бабушку — потом оказалось, что это один из жильцов переоделся в женское, чтобы скрыться от призыва в армию.




На этом месте съемочная группа лишилась хлопушки — кто-то из местных жителей, видимо, прибрал её на память. Вышли из положения, взяв стул — на спинке стали писать номер сцены, а сиденьем хлопать.




Алексей Пивоваров и режиссер фильма Сергей Иванов.




Камера на кране — всё «по-взрослому».





На Школьной снимали несколько сцен с массовкой.





Одна из очевидиц событий октября 41-го, с которой разговаривал Алексей, рассказала, как шла тогда по улице и около дымящегося мусорного бака увидела стопки книг с сочинениями Маркса и какой-то пропагандистской литературой. Рядом стояли бюстики Сталина и Ленина. Её это поразило — люди уже готовились к тому, что в город скоро войдут немцы и выбрасывали «компромат». Этот эпизод и снимался в тот день, среди прочих.

Положение города было отчаянным — в середине октября в одной из московских типографий уже печатался тираж листовок со словами «Товарищи, под натиском немецких войск мы оставили Москву». Одна из женщин, участвовавших в подготовке сценария, вспоминала, как её мама разучивала с ней немецкие слова.
























Стендапы записываются прямо в центре события, среди уходящих на восток москвичей с баулами и чемоданами. Снимают в две камеры — одна основная, на стедикаме и еще один оператор, переодетый в старенькое пальто, ходит с камерой, замотанной в мешок — снимает действие «изнутри».
















Последней в тот вечер на Школьной снимали еще одну сцену, воспроизведенную по воспоминаниям очевидцев. Один из них рассказал, как в тот день «большого исхода» увидел пожарную машину, которая выкатила из подворотни, облепленная людьми и увешанная тюками с барахлом. Весело тренькая колокольчиком, «пожарка» покатила по Тверской.




Для съемок этой сцены с «Мосфильма» привезли старенькую пожарную машину со стреляющим глушителем и мрачным, под стать происходящему, водилой. «Пожарку» загнали во двор и долго примеряли, как ей выезжать. На ней, как видите, снова сидит оператор со «скрытой» камерой.




В середине октября 41-го в Москве уже лежал снег. Правда, настоящий, а не из целлюлозы, как позавчера.




Пока репетировали, а потом долго заливали вдруг кончившийся в машине бензин, совсем стемнело. Массовка ходила туда-сюда под крики помрежа; «пожарка», стреляя во все стороны, раз за разом выкатывалась из подворотни. И так — дубль за дублем.












Ну вот, кажется, что вдрызг простуженный режиссер, отогревающийся чаем, наконец-то доволен результатом. Тяжелая работа — снимать кино. Я-то после сцены с пожарной машиной поехал домой, а у съемочной группы в этот вечер были еще два места для съемок в разных местах города.






P.S. Спасибо, Алексей, это был, наверное, самый интересный мой день рождения за последние годы.

P.P.S. 16-го поедем на стендапы под Вязьму, потом покажу промо-ролик фильма и сообщу о точной дате премьеры на НТВ.

Видеоприложение к репортажу:



Фотографии и видео (Canon EOS 5D Mark II): © drugoi

Особая благодарность интернет-магазину OZOOM.RU, предоставившему мне для тестовых фото и видеосъемок замечательную камеру Canon EOS 5D Mark II.

промо drugoi февраль 20, 2013 13:57
Разместить за 1 000 жетонов
В этом блоге можно разместить вашу рекламу. У меня более 90 000 подписчиков в Живом журнале (около 2.5-3 млн посетителей в месяц), 135 тысяч подписчиков в Фейсбуке и больше 230 000 в Твиттере. Пишите на drugoi@gmail.com.

Когда люди, на войне не бывшие, берутся снимать про войну, как правило получается выхолощенное дерьмо с выбритыми белозубыми солдатиками в чистеньких шинелях.

Вдогон: про войну "Гу-Га" надо смотреть.
Только его по НТВ вряд ли покажут.
Там думать надо.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Какая халтура! Вы сравните фотографии тех лет и то, что снимают здесь!

(Удалённый комментарий)
Чтобы легче было монтировать: каждый отрезок пленки предваряется названием сцены и номером дубля.

Звук нужен для точного сведения картинки и звука.

не понимаю..

какой смысл в хлопушке? :-/

и какой смысл убивать нарушающих светомаскировку? считалось дурным тоном войти в жилище и потребовать потушить свет? или вопрос времени? но если убил нарушителя то кто свет-то потушит быстро? бред..

Re: не понимаю..

братюнь, на гугле забанили? сочувствую

(Удалённый комментарий)
..фиильм...фииильм....фиииильм.........

разве в середине октября у нас снег и мороз ??? непохоже.

у вас — не знаю. а вот в октябре 41-го в Москве был снег.

Надеюсь, получится достойно.

(Удалённый комментарий)
Интересно, а художникам и рп все тяжелее находить дворики/улицы для сьемок в Москве или на наш век еще хватит старых обшарпанных домов?

Как показывает практика, пока
находят, правда, с видом на церковь

p.s. блин, совсем хтмл уже забыл))

Edited at 2009-11-16 10:26 (UTC)

жутко интерсено, точнее жутко и интерсено.

С днём рождения, Рустем.

не многовато снега на стеклах и стенах? на машине тоже. снег же не идет. или идет весь фильм?
клумбы бетонные вдоль дороги видно, надеюсь в кадр они не попадут.

а вообще посмотрю фильм, заинтересовали

А в 41-м какие клумбы были, не подскажите?

Хороший репортаж.
PS
Который раз смотрю Ваши картинки и вижу падение света по углам кадра.
Понимаю, что ширик валит по углам, но любой сег софт правит это за 1 сек.
Или такой цейтнот, что на это не обращаете внимания?

я виньетирование сам часто добавляю.

Всегда было интересно, зачем хлопать хлопушкой ?

А мне вот всегда было интересно, зачем писать свой комментарий до прочтения всех остальных? Ответ уже дан выше. Или вам нужен индивидуальный ответ?

Рустем, отличный репортаж со дня рождения
Большое спасибо Вам, Алексею и OZOOM.RU, именно в такой последовательности
видеоприложение великолепно

?

Log in

No account? Create an account