Previous Entry Поделиться Next Entry
«Спящая красавица» в Большом: монтаж декораций
dr.
drugoi

Фотографии: © drugoi

14.11.2011, Россия | В Большом театре готовятся к завтрашней генеральной репетиции «Спящей красавицы» — первой балетной премьеры на вновь открытой исторической сцене театра. Про то, как делают костюмы для этого спектакля, я рассказывал еще весной. А вчера я пришел посмотреть, как ставят декорации «Спящей» на сцене.




Вот таким же монтировщиком декораций я проработал на этой сцене два года — в начале восьмидесятых. Нельзя даже сравнивать ту работу с нынешней — сейчас всё намного сложнее, масштабнее. Недаром в бригады монтировщиков (а их традиционно две — на каждую сторону, я работал в правой) теперь не берут студентов, как когда-то, а только людей подготовленных, с опытом работы в постановке декораций, с образованием.

Изменились и сами декорации. Раньше, я помню, самыми тяжелыми для монтажа считались оперы «Игрок» и «Тоска». Не одно поколение монтировщиков вспоминали недобрым словом декорации Валерия Левенталя — из сварного железа, совершенно неподъемные. Чтобы установить поворотный круг в «Игроке» требовалось несколько часов работы обеих бригад. Декорации старых спектаклей, 50-60 гг. были легкими, из дерева и холста, их ставить было одно удовольствие. Отдельные части скреплялись с помощью оконных петель — нужно было соединить две петли и вставить в них загнутый буквой «Г» гвоздь. Или прибить панель к полу гвоздями. Для этого у каждого монтировщика на поясе висели подсумки с гвоздями и отличный шведский молоток.

Работа была тяжелой физически и очень интересной. Сколько лет в детстве мама водила меня в Большой, но я так и не смог принять, например, оперу — сидел, скучал, ждал буфета в антракте. А вот, когда начал работать в театре, и день за днем стал видеть «Ивана Сусанина», «Хованщину», «Евгения Онегина», тут-то меня и пробило — когда наши мужики во время действия резались в домино, я садился на пол за занавесом, прямо на сцене, и слушал музыку. «Не засмеяться ль нам, пока не обагрилася рука...» — это было счастье. Русские оперы меня очаровали, я стал их понимать, чувствовать. Оказалось, что за всей условностью и пафосом оперного действия можно было находить настоящее чувство, душевную красоту музыки, человеческого голоса. Всё это прекрасно уживалось с работой — во время перемены или антракта, я смахивал со щеки романтическую слезу и бежал с молотком забивать гвозди. Потом еще много лет Большой театр снился мне — я теперь хорошо понимаю людей, которые работают там осветителями или декораторами по 30-40 лет. Это такой магнит, от которого очень сложно оторваться.






У меня тоже была такая майка. Только на ней было написано BOLSHOI BALLET — мне её подарил кто-то из ребят, ездивших на гастроли Большого в США. В те годы это было так же круто, как слетать на Луну.







Декорации для «Спящей» делали в Санкт-Петербурге под руководством Эцио Фриджерио. Работали больше года. Материалы — железо, алюминий, пластик. Спектакль из двух действий, в нем четыре смены декораций, общий вес которых около 15 тонн. Их собирали на нижнем складе театра и поднимали наверх. По объему декораций — это самый масштабный спектакль в Большом и, возможно, в России.

Сценограф Эцио Фриджерио: «Мы делаем на сцене театр той эпохи, в которую разворачивается действие балета. Фактически и кулисы, и задник типичны для театра XVII века. Только тканевые расписные кулисы мы заменили настоящими. Раз мы готовим такой большой и значительный спектакль — первый балет на отреставрированной сцене, то и решили сделать настоящую «большую» сценографию — конструкцию, представляющую собой грандиозный дворец XVII-XVIII века. Причем, все архитектурные элементы, которые составляют сценографию, абсолютно исторические, придумана только их компоновка, так что это и реальный, и сказочный дворец одновременно. Задники расписывались в Италии — мне хотелось, чтобы была применена особая техника театральной живописи, которой владеют только итальянцы — два итальянца, если быть уж совсем точным».

Монтажом оборудования сцены занимались специалисты из Германии, они же сейчас обучают тех, кто работает с этой сложной техникой.






У «Спящей красавицы» будет семь премьерных показов — с 18 по 25 ноября. После этого декорации разберут и отвезут на склад — сборка всех декораций для этого спектакля занимает двое суток. Монтировщики работают по 25-30 человек в три смены. Раньше таких сложных декораций в Большом не было — «Игрока», например, начинали собирать утром в день спектакля, а после него оставались несколько человек, которые работали в ночь.






Юрий Николаевич Григорович переживает за свой спектакль. Вчера он появился за кулисами и стал подгонять рабочих — быстрее, нам нужно начинать световую репетицию!






Над монтажом светового оборудования работают около семидесяти человек. Это, как говорят, самые опытные специалисты в Москве. Кстати, одна из работниц осветительского цеха в Большом театре работает с 1944 года! Сейчас, конечно, ей непросто — приходится осваивать современную компьютерную технику. В прежние времена все ограничивалось сменой цветных фильтров в софитах. Во время действия «Спящей красавицы» светом будут управлять двадцать человек.






Пульт машиниста сцены никак не похож на тот, что был в восьмидесятые. Тогда на стене висел черно-белый телевизор, в котором было видно дирижера — по его знаку машинист открывал занавес. Один раз так покойный уже машинист сцены Виктор Павлов на «Анне Карениной» с Плисецкой открыл занавес после перемены (это короткий перерыв в действии), в тот момент, когда мы еще меняли декорации на огромном помосте. Никогда не забуду — поднимаю голову, а передо мной, в полутьме — весь огромный зал Большого театра. Мы тогда прыгали с трехметровой высоты, бросив наши кусты на помосте. Был скандал, Вите попало.






Всё это великолепие с колоннами и лепниной и «мягкими» декорациями висит на штанкетах. В мое время «мягкие» скручивали в большие рулоны и они хранились здесь же, под полом сцены, в больших подъемных хранилищах, вроде выдвижных комодов с дверцами.






На сцене впервые в истории театра установлен специальный «балетный» пол «Арлекин», с небольшим наклоном. Это сложная многослойная конструкция с упругим покрытием, которую сделали французы вместе с с ортопедами Королевского английского балета. Её называют одной из лучших в мире. Я, конечно, вспомнил про сетования Цискаридзе о том, что в этом полу «забыли» сделать люк для того эпизода в «Спящей», когда злая фея Карабос «исчезает» во время действия, а из люка валит дым и сыпятся искры. Люк сделать не забыли, его просто нельзя вырезать в этом покрытии и для той сцены нашли такое же постановочное решение, как и в тех случаях, когда театр выезжал на гастроли — в других театрах ведь тоже никакого люка не было.

Кстати, когда Мариинка приезжала в Большой во время обменных гастролей в 2004-м, перед реконструкцией, труппа столкнулась с той же проблемой — её покрытие пола с люком для феи не подходило под люк Большого и постановку меняли. Раньше с этим в театре было проще — пол на сцене был деревянный и закрывался плотной тканью, которую натягивали по всей площади и прибивали гвоздями. На месте люка было отверстие, его закрывали тканью отдельно. Я помню забавный случай, когда люк не опустился и злой фее пришлось отбиваться от всех и просто убегать за кулисы.






Общая мощность светового оборудования — около двух мегаватт. Штанкеты со светом поднимаются на высоту 13 метров.






Для великого Григоровича — это уже третья редакция балета «Спящая красавица» на сцене Большого. В спектакле занята почти вся труппа театра — у «Спящей» шесть (!) составов. Партию принцессы Авроры танцуют Светлана Захарова, Нина Капцова, Светлана Лунькина, Мария Александрова, Екатерина Крысанова, Анна Никулина. В партии принца Дезире заняты американский премьер Большого Дэвид Холберг, Александр Волчков, Руслан Скворцов, Николай Цискаридзе, Семен Чудин и Артем Овчаренко.






Желаю моему любимому театру, чтобы премьеры прошли успешно.






Постановка «Спящей красавицы» в Большом театре была осуществлена с финансовой помощью банка ВТБ.
Специально для проекта ВТБ — России

Фотографии и видео: © drugoi

промо drugoi февраль 20, 2013 13:57
Разместить за 1 000 жетонов
В этом блоге можно разместить вашу рекламу. У меня более 90 000 подписчиков в Живом журнале (около 2.5-3 млн посетителей в месяц), 135 тысяч подписчиков в Фейсбуке и больше 230 000 в Твиттере. Пишите на drugoi@gmail.com.

нифигасебе аппаратура) никогда не заглядывал за кулисы)

ВТБ - России респект. Великий Банк Великой Страны.

(Удалённый комментарий)
Вот это нормальный размах.

В то время, как космические корабли бороздят просторы

В то время, как космические корабли бороздят просторы Большого театра

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Потрясающий репортаж;
Спасибо, Рустем. =0)

да, спасибо!
Вот бы когда-нибудь и сам спектакль увидеть.

Масштаб декораций со времен незабвенного князя Потёмкина наше всё, как балет и Пушкин.

А что туда просто так пускают?

Или надо билет чтоб за сценой постоять?

Как будто строят космический корабль :)

два мегаватта это конечно впечатляет !!!

кинозал всё же мощнее вставляет, хоть и попроще с убором, но тут дело вкуса )

Масштабно.
Всегда восхищался масштабам декораций и оборудования в крупных театрах.

классно побывать за кулисами)

?

Log in

No account? Create an account