(без темы)

Станция Queensway, 6 часов утра. Этот поезд увезет меня сейчас в Сити. Лондонское метро – одна из главных аттракций города.

Лондонское метро, 1890 гг.
Построенная в 1863 году, лондонская труба (The Tube) или Underground (что не совсем верно – больше половины линий проходит на поверхности земли) немного изменилась с того времени. Станции маленькие, вагоны такие, что мои сто девяносто сантиметров роста становятся проблемой – голова упирается в потолок, отделка самая простая – кафель, в лучшем случае. Доски на перронах заменили на асфальт, а потом на каменные плиты, на новых станциях и в новых вагонах заметно дуновение кондиционера, но в часы пик там не протолкнуться и машинист, чтобы начать движение, монотонно бубнит в микрофон: "Mind the doors please, mind the doors", а лондонцы, удивительно соблюдая миллиметры личного пространства вокруг себя, пытаются втиснуться в маленькие вагончики.

На старых станциях в центре и в вагонах нечем дышать, но расстояния между станциями небольшие (иногда кажется, что, когда хвост состава втягивается в тоннель, его голова уже показывается на следующей станции) и метро очень удобное - гуляя по городу всегда натыкаешься на знакомый с детства красный круг с синей полосой и надписью Underground. Купив за четыре девяносто дневной билет на две центральные зоны можно легко и дешево передвигаться по городу.


Оформление станций очень лаконично – его может не быть вовсе или, как на Baker Street – иллюстрации из прижизненного издания Конан-Дойля или, как на Charing Cross – средневековые рисунки.


Главное оформление станций лондонского метро – рекламные плакаты высочайшего качества. Тематика рекламы ограничена, в основном, promo выставок, фильмов, театральных представлений, телепремьер.

В военные годы метро и само играло роль дома культуры. На снимке вы видите жителей города, собравшихся на концерт на станции Aldwych в октябре 1940 г.

Попадается реклама банковских учреждений. Это предлагает кредиты на жилье для тех, кто живет в стесненных условиях.

Станция Bank. Реклама премьеры телесериала. На перроне – классическое Mind the gap. Кстати, впервые это выражение стало употребляться на линии Northern.

Борьба с терроризмом. Не трогайте незнакомых вещей в вагоне, звоните, предупреждайте о них.

Извините, снимок камерой в телефоне
В те дни все станции были заклеены этой рекламой выставки современной европейской фотографии в Barbican Art Gallery. Деваха на снимке, судя по участию в экспозиции Бориса Михайлова, русская.

Подход к размещению рекламы в Underground очень серьезный. ASA (Advertising Standart Authority) следит за уровнем профессионализма плакатов на стенах и те, что не удовлетворяют строгим требованиям, заклеиваются. В лондонском метро нет места для непрофессионалов. (В Москве бы ввести такой надзор)

1940 г. Лондон бомбят и многие ночуют в метро. Эти дети спят прямо в тоннеле между станциями Aldwych и Holborn.

Queensway – небольшая станция и выход и вход на ней не по эскалатору, а на лифте.

Давид и Голиаф. Моя "красная" центральная линия в те дни ремонтировалась и в вагонах часто можно было увидеть работяг. Эту забавную пару я встретил поздним вечером и сфотографировал, сделав вид, что рассматриваю фотографии на экране камеры.

Наблюдательный пункт на Westminster. Видеонаблюдение везде. Ждал поезда на Bayswater и нарочно посчитал количество камер – что-то такое около 30 на две перрона.

Осталось сказать несколько добрых слов в адрес авторов системы ориентации в лондонской трубе – она превосходна. Схема метро, созданная Гарри Беком еще в 1931 году (по другим источникам – в 1933), до сих пор восхищает своей простотой и логикой (в свое время Бек получил за нее всего пять гиней), выходя из поезда на станции сразу видишь куда идти, указатели четкие, хорошо заметные с любого расстояния.
Есть еще превосходные музыканты в переходах лондонского метро, но об этом в следующий раз.
фото: © drugoi
архивные фото: © Bettmann
А вот здесь про парижское метро
В прошлом году я жила на углу Квинсвей и Квинсборо террас, а станция была закрыта. Приходилось выходить на Бейсуотере.
Так что я ее, фактически, впервые вижу. Спасибо.
На фотографии, тем не менее, виски и шоколадные батончики.
А вообще это кладезь, по неиспользуемым станциям этого старого метро. Когда-то я увлекался этим:
http://www.underground-history.co.uk/front.php - обильная информация по "этой" части этого метро.
------
спасибо за пост!
Непрофессионалы на такси ездят?:)))
ЗЫ Насчет "нечем дышать" - покатайтесь в июле в Парижском RER. Сразу полюбите Лондонское метро...;)
Московское метро - лучшее в мире. При всех его минусах, полчаса до центра из любой окраины, с 6 утра до 1 ночи.
А вот лондонские автобусы - это действительно наиболее эффективный вид транспорта. Но это уже другая история.
вагоны очень понравились. а станции у нас лучше! *патриотично вскинул
правую рукуподбородок*ещё лондонское метро кладет любое другое (разве что NY на уровне) по кол-во закрытых станций и переустройств