
Еще о пользе иногда поднимать голову и смотреть вверх. Вчера Мария Арбатова показала мне дом на углу Плотникова и Малого Могильцевского переулков, мимо которого я хожу, кажется, уже целую вечность. В соседнем переулке жил мой школьный друг и я этот район Арбата знаю очень хорошо. Оказалось, что стоило повнимательней посмотреть на фасад дома, построенного архитектором Николаем Жериховым в 1907 году – скульптурный фриз на фасаде представляет из себя нечто совершенно необычное. По слухам, автор фриза скульптор Синаев-Бернштейн изваял несколько фигур писателей, идущих на Парнас к Аполлону и музам, для фронтона Музея изящных искусств, но его творение было отвергнуто создателем музея Иваном Цветаевым. Как части этого фриза оказались на доме в Плотниковом переулке мне неизвестно. Но взглянуть на этот "Парнас дыбом" интересно и по сей день.

Говорят, что это первое скульптурное изображение Льва Толстого. К тому же еще и прижизненное. Имя музы, к которой приник щекой великий русский писатель, мне неведомо.

В этой части фриза Николай Васильевич Гоголь подглядывает из-за водосточной трубы за парочкой муз, которые изнемогают от любви к искусству и литературе.

Процесс подглядывания в своем развитии – вуайерист Гоголь переместился из-за трубы поближе к любвеобильным девицам.

На левом углу дома два уже знакомых нам сюжета объединены в один и в него добавлена фигура плачущей (не от смеха ли?) музы.

Надо отметить, что фриз находится в ужасном состоянии и постепенно разрушается. Желающим взглянуть на него воочию следует поторопиться.
Малый Могильцевский переулок, угол Плотникова, № 5/4, 25.07.2007. Фотографии: © drugoi
Journal information