
Одно из самых неожиданных впечатлений первого дня в старом Тбилиси – несколько разрушенных и закрытых храмов. Говорят, армянских. В тихом переулке стоит храм Сурб-Нишан начала восемнадцатого века.

Цивилизации исчезают по-разному – одних повергают в прах варвары и болезни, других – изменившееся время. В Сурб-Нишане можно увидеть совершенно инфернальную картину исчезновения советской цивилизации. Уже нет того государства, которое охраняло это место, а на фасаде здания огромная вертикальная трещина.

В храме не осталось ничего, что могло бы напоминать о том, что это именно храм. Кроме, пожалуй, длинной цепи, свисающей с потолка – на такие цепи раньше вешали лампы со свечами.

Когда я пролез через строительные леса внутрь помещения, то увидел, что на полу в церкви лежат полусожженные книги. Весь пол устилал слой метра в полтора-два. Сюда привезли какую-то библиотеку – на страницах видны библиотечные штампы. Это литература на русском языке – очень разная.

Чего там только нет – политические журналы, художественная литература, учебники, какие-то сборники речей, материалы съездов и прочая советская политпропаганда. Есть и довоенные издания, и книги пятидесятых годов. Я взял себе что-то на память – брошюру с текстом речи Вышинского в ООН и страницы какого-то журнала.

Не знаю какой светлой голове пришла мысль свалить книги в церкви, но зрелище, скажу вам, получилось потрясающее.
© drugoi
Journal information