Previous Entry Поделиться Next Entry
Физик-папарацци
troll
drugoi


Интересующиеся физикой знают, наверное, имя Карла Стёрмера (1874 – 1957) – норвежского геофизика, математика, исследователя явления полярных сияний, автора метода численного интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений, члена Парижской академии наук, Лондонского королевского общества, иностранного члена Академии наук СССР. Стёрмер известен в Норвегии еще и с другой стороны – как один из первых норвежских любителей фотографии. Причем, не совсем обычной.





В 1893 г., будучи еще студентом (первая фотография в этой записи), Стёрмер приобрел т.н. «шпионскую» фотокамеру, вооруженный которой, выходил на улицы норвежской столицы Кристиании (Осло), чтобы запечатлевать на круглый негатив (см. фото) проходящих мимо прохожих (в основном, молоденьких девушек). Плоский блин камеры прятался под пиджаком, а шнурок спуска затвора помещался в кармане. Стёрмер фланировал по главной улице города Карл-Йохан, делал шесть снимков и бежал домой, в лабораторию, чтобы проявить, напечатать снятое и аккуратно записать имена знакомых ему людей, попавших в объектив фотоаппарата.



Надо сказать, что получалось у него очень неплохо. Люди на снимках выглядели естественно, уличная атмосфера передавалась исключительно достоверно. Вот, например, портрет великого норвежского драматурга Генрика Ибсена. Старик идет куда-то по Карл-Йохан гата в сторону от центра к вокзалу.



А здесь Стёрмер увидел на улице своего будущего коллегу и учителя, известного физика Кристиана Биркеланда (его портрет украшает банкноту достоинством в 200 норвежских крон). Внимательный Биркеланд заметил спрятанный фотоаппарат и, похоже, остался не очень доволен тем, что его сфотографировали.



Больше половины из пятисот сохранившихся негативов – с изображениями молоденьких девиц, прогуливающихся по центру Кристиании. Возраст фотографа диктовал свои условия для выбора моделей.



На проходящем сейчас в Осло фестивале европейского документального кино Eurodok был показан двадцатиминутный фильм режиссера Эвальда Оттерстада, в котором описывается история увлечения знаменитого физика "шпионской" фотографией.

По материалам Norsk Filminstitutt и Dagbladet

промо drugoi февраль 20, 2013 13:57
Разместить за 1 000 жетонов
В этом блоге можно разместить вашу рекламу. У меня более 90 000 подписчиков в Живом журнале (около 2.5-3 млн посетителей в месяц), 135 тысяч подписчиков в Фейсбуке и больше 230 000 в Твиттере. Пишите на drugoi@gmail.com.

уже минуты 2 втыкаю в юзерпик. не могу оторваться!

Интересно, что это за высоченный столб на заднем фоне фотографии с Ибсеном? Фонарные столбы махонькие по сравнению с ним.

Edited at 2009-03-23 09:08 (UTC)

Очень интересно, спасибо!

интересно! Когда-то похоже читал, но признаюсь, что как физика или математика я его не знаю.

Прощу прощения, но: "из пятисот сохранившихся негативов".
А материал весьма занимательный:-)

вызывает удивительное ощущение, особенно фотография с девушками, настолько отличающаяся от постановочных фотографий. даже не знаю, как объяснить, настолько близко и так похоже на фотографии родителей, сделанные в 70-х уличным фотографом. мама также улыбается, и кажется, девушки с фотографии очень похожи на родителей, и на нас, и все повторяется что ли))

У меня такое же впечатление, как будто только одежда и обстановка другая, но не поведение.

Многие смотрят в обьектив. Не очень по-шпионски как-то.

А как у него получалось без смазывания изображения снимать? Или у него рука была на штативе? :)

Обратите внимание, все фото сделаны в солнечную погоду или очень ясным днем. При такой освещенности, думаю можно вложиться в 1/60 - 1/120 секунды. Да и люди, вроде, никуда не летят, идут себе. Смазы все же есть: лошадка, рука девушки с зонтом.

Правда я тоже не понимаю как у него это получилось. Мастер. Узнать бы какая светосила объектива, чувствительность пленки, выдержки затвора.

(Удалённый комментарий)
Девушки по-моему спалили камеру

?

Log in

No account? Create an account