Previous Entry Поделиться Next Entry
Из серии «Еду я по Родине» | Военно-морская база в Гаджиево
dr.
drugoi


В тусклом свете полярной ночи еле угадывались очертания двух покрытых снегом подводных лодок, стоящих у причала.

Эта фраза звучит, как начало авантюрного романа времен «холодной войны». В общем, эти лодки и есть дети той самой невидимой войны, которую наша страна вела долгие годы — войны технологий, нервов, войны на истощение ресурсов. «Отсель грозить мы будем шведу». И грозили, еще как. Содержимое шестнадцати баллистических ракет Р-29РМ, которые находятся в утробе такой лодки, может, по словам самих подводников, уничтожить всё восточное побережье США. Стоило такое для страны немало и, когда СССР развалился, Северный флот в полной мере испытал последствия такого развала — армаду подводных лодок стало не на что содержать, а новые атомные крейсеры — не на что строить.

Однако, Северный морской флот России жив и те подводные лодки, которые все еще в строю, по-прежнему выходят на боевые дежурства. Чтобы посмотреть на лодки и на людей, которые на них служат, я приехал в Гаджиево, где расположена одна из военно-морских баз Северного флота.

Приехал я туда вместе с делегацией из Екатеринбурга — тамошняя администрация и предприниматели уже десять лет помогают экипажу АПЛ «Екатеринбург» — одного из семи атомных подводных крейсеров проекта 667БДРМ «Дельфин» (на фотографии вверху).

Визит получился коротким — во второй половине дня мы добрались до Гаджиево, пообедали на лодке, потом свердловский губернатор вместе с остальными членами делегации встретился с женами подводников, вечером был торжественный ужин всего экипажа лодки и командования дивизии, утром следующего дня экипаж заступил на боевое дежурство и мы отправились в аэропорт, чтобы улететь по домам — уральцы к себе, а я в Москву.

И вот как всё это было:

Чтобы попасть на это место, нужно по дороге от Мурманска проехать через три КПП, потом пройти через специальный пропускной пункт рядом с причалом — с рамками металлоискателей и радиационного контроля. У трапа, ведущего на лодку, стоит еще и часовой с автоматом.

«Подводный крейсер К-84 был построен в 1984 году в Северодвинске, заводской номер 380. Закладка крейсера произошла 17 февраля 1982 года на ПО «Севмашпредприятие». К-84 стал вторым в серии из семи подводных крейсеров этого типа, построенных с 1984 по 1992 год. 16 февраля 1986 года К-84 зачислен в состав 13-й дивизии 3-ей флотилии подводных лодок Северного флота. В феврале 1999 года получил наименование «Екатеринбург» в связи с установлением над ней шефства администрации г. Екатеринбурга.» (источник)






Первая встреча за обеденным столом в кают-компании. Справа — командир АПЛ «Екатеринбург», капитан первого ранга Константин Головко. Кормят и поят на лодке, должен сказать, на убой.






Традиционная встреча в Доме офицеров с женами подводников. Жены сидят в зале, с трибуны с ними говорят члены делегации. Разговор был деловой — когда посылать детей на ёлку, когда на лечение, на юг к морю. Деньги на шефскую помощь уральские предприниматели и администрация тратят немалые. Отремонтированная казарма, например, где мы жили выглядит теперь очень прилично. Уральцы привозят подарки, строят многоквартирный дом в Гаджиево, постоянно отправляют семьи подводников на отдых в теплые края.






Губернатор Свердловской области Александр Мишарин приехал в Гаджиево в первый раз. Был посвящен в подводники, остался ночевать на лодке, наутро участвовал в церемонии заступления экипажа на боевое дежурство, вручал офицерам почетные грамоты.






Некоторые из жен пришли на встречу с детьми.






А потом был ужин с экипажем и раздача всяких приятных подарков. Фраза «А теперь наполните ваши бокалы» до сих звучит в ушах. Утром смог подняться только из-за того, что нужно было идти на торжественное построение.






Боевые подруги офицеров пришли в вечерних платьях, играл небольшой оркестр, в курилке от подводников можно было узнать много интересного про их службу, но я вам этого не расскажу — военная тайна.






Утром в Гаджиево:






Это К-461 «Волк» — атомная подводная лодка проекта 971 "Щука-Б", относящаяся к третьему поколению атомных подводных лодок. Заложена 14 ноября 1987 года на судостроительном заводе "Севмаш" в Северодвинске, спущена на воду 11 июня 1991 года, получила наименование "Волк" 25 июня 1991 года, вступила в состав флота 11 февраля 1992 года.






На хвосте у «Волка» опасно маневрировали два служивых с какой-то палкой. Так и казалось, что кто-нибудь из них свалится в ледяную воду.






На причале рядом с «Екатеринбургом» стоит его братишка — К-117 «Брянск».






Вот так в полдень чуть светлеет на востоке — полярная ночь в самом разгаре.






Когда лодка всплывает во льдах, эти горизонтальные рули на рубке, похожие на крылья, встают в вертикальное положение.






В этот день экипаж крейсера «Екатеринбург» заступал на боевое дежурство. По этому случаю было торжественное построение, духовой оркестр и непременный теперь молебен с участием екатеринбургского архиепископа Викентия, который был в составе делегации с Урала. Моряки нарядились в парадную форму и выстроились на причале.









































Командир лодки Константин Владимирович Головко — подводник в третьем поколении. Дед служил на Дальнем Востоке, отец — был командиром атомных подводных лодок на Севере. Константин в 33 года стал командовать АПЛ «Рязань», а после того, как её перевели на Дальний Восток, был назначен командиром К-84.






После окончания церемонии последовала короткая команда «Всем вниз» и экипаж выстроился в очереди на спуск в лодку.











Попасть на АПЛ для новичка — не самая простая задача. Сначала нужно пройти по обледенелому борту лодки, держась за поручень. Потом подняться по отвесной лестнице в рубку...






...а там спуститься по узкому тоннелю глубоко вниз, на одну из верхних палуб крейсера. Спускаться с камерой и сумкой для объективов было сложно.






Подводники же этот путь проделывают по много раз за день.






И вот я впервые на атомной подводной лодке. Фотографировать мне здесь разрешили с большой неохотой, потому что «секреты на каждом шагу» и мало ли что я тут наснимаю. Впрочем, разобраться в том, что тут секретное или нет, без сопровождающего невозможно. Его у меня не было, так что не обессудьте.






В этом отсеке расположены шахты баллистических ракет и пульты управления ими. Это как раз по дороге в кают-компанию. На лодке все выкрашено в песочные тона и выглядит одинаковым. Я несколько раз терял дорогу, залезал в какие-то дебри, спускался по каким-то лестницам, набивая шишки на башке.






Вот такие ребята служат на «Екатеринбурге». Народ на лодке приветливый, спокойный, с моряками очень приятно было общаться — они настоящие. В походы сейчас более, чем на 80 суток не ходят. Самое тяжелое в таком походе, говорят, последняя ночь перед приходом на базу.






На крышке люка — алфавит с кодами для перестукивания в закрытом отсеке.






Командный пункт лодки. Все, что за моей спиной Головко, который спешил на построение, попросил не снимать — секретное. Я и не снимал, конечно, хотя на мой взгляд там было все то же самое, что и на этой фотографии.






С ростом в 190 см передвигаться по лодке, которая вся разделена на отсеки, тяжело. Людям с клаустрофобией здесь точно делать нечего.






Командирская рубка.






В этом году К-84 исполнилось 25 лет. Лодка проходила модернизацию (т.н. средний ремонт) в 2003 году.






Вот такие таблицы висят повсеместно. Я, конечно, сразу вспомнил «Курск».









P.S. Большое спасибо пресс-службе администрации Свердловской области за приглашение приехать вместе с делегацией.
Я получил колоссальное впечатление от увиденного, от техники, от людей, которые служат в Гаджиево.
Было жаль уезжать так скоро, не все удалось увидеть.

Фотографии: © Рустем Адагамов/drugoi

промо drugoi февраль 20, 2013 13:57
Разместить за 1 000 жетонов
В этом блоге можно разместить вашу рекламу. У меня более 90 000 подписчиков в Живом журнале (около 2.5-3 млн посетителей в месяц), 135 тысяч подписчиков в Фейсбуке и больше 230 000 в Твиттере. Пишите на drugoi@gmail.com.

Какие-то особые люди на этих лодках служат. Я б лично не выдержал и запустил бы ракеты. Причем по всем.

так вот один пидор-рядовой (матросик) включил на ТФ в подлодке ЛОХ (присутствует на 8-ой фотке снизу в правом нижнем углу)

итог - 20 трупов

Служил в армии, так там мы постоянно в части что-то красили, а тут подлодка местами ржавая - странно...

потрясающе!!
А какие лица!!!

спасибо за репортаж. сложно поверить, что это все еще живет, охраняет, существует, грозит кому-то

На сколько я помню там уже давно базируются ракетные подводные крейсеры стратегического назначения класса Дельта. Также база служит местом для хранения отработанного топлива из списанных подводных лодок...

К-84 — это есть Дельта IV по классификации НАТО

(Удалённый комментарий)
печального на базе ничего не увидел. а серое — потому что это не Ялта, а Заполярье зимой.

(Удалённый комментарий)
Тоже захотелось там побывать.

(Удалённый комментарий)
Интересно, если это модернизированная в 2003 году версия бортового оборудования, то что там стояло до этого?

Примерно то же самое.

Механика-пневматика надежнее. Не забывайте, что там еще ко всему и радиация.

(Удалённый комментарий)
хорошие снимки получились, мрачные и торжественные

Ничего себе, молодой какой командир.

Кагбе не получить к тридцатнику майора/кап 3 нормальному офицеру стыдно :) А там уже до полкана/каперанга не далеко.

Ух. Прям "Союз нерушимый республик свободных..." спеть захотелось.)

Большое спасибо за репортаж.

В очередной раз жалею, что у меня такой большой рост. Может быть тогда и пошел бы служить – на подлодке хорошо и отсеки маленькие (до сих пор не понимаю, как народ живет в "сталинских" домах с 4х-метровыми потолками) :)

В детстве мечтал быть подводником. С ростом можно было бы смириться, а вот по зрению не прошел бы в морское училище. А здесь на одном фото офицер в очках. На западе и летчики в очках бывают. Сняли бы у нас такие ограничения, сколько бы народу на флот пошло!

особая каста там служит, надежные люди.. при всем моем отрицательном мягко говоря отношении к ВС РФ - к этим - хорошее

(Удалённый комментарий)
?

Log in

No account? Create an account