?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Норвежские женщины — защитникам Сталинграда
dr.
drugoi


В историии отечественных авиакатастроф есть одна, стоящая особняком. 6 августа 1955 г. самолет авиакомпании «Аэрофлот» Ил-14 (бортовой номер СССР-Л5057) разбился под Воронежем по пути из Сталинграда в Москву. Еще во время полета в Сталинград экипажем были обнаружены неполадки в работе двигателя — при запуске мотора масло выбивало из выхлопного патрубка. Во время обратного вылета в Москву инженер аэропорта, обнаружив выбивание масла из правого мотора, дал команду произвести помывку мотора, после чего запустить его и опробовать на предмет течи масла. При опробовании было установлено, что масло выбивает из под крышки клапанной коробки 3-го цилиндра. Гайки крышки были подтянуты до полной затяжки. После повторного опробования в течение 20 минут выбивания масла не было и самолет взлетел с задержкой на 29 минут. Полет проходил на эшелоне 2 200 м в облаках. В 15:10 экипаж доложил, что зафлюгировал правый мотор и необходима вынужденная посадка в Воронеже. Самолет не мог сесть на раскисшую от дождя полосу аэродрома Воронежа, а посадка на бетонную ВПП авиазавода была не разрешена — на борту Ил-14 находилась делегация норвежских женщин из антифашистских организаций, а на заводской полосе стояли секретные тогда бомбардировщики Ту-16. Пилоту Ил-14, который кружил над городом, не давали посадку. Он делал круг за кругом и в конце концов у самолета отвалилось крыло и он упал.

Так описывает это очевидец Николай Зубец (http://bvf.ru/forum/archive/index.php/t-523736.html):

Я видел начало этой беды. Мне было десять лет. Вдруг с сильным рёвом пронёсся большой самолёт. Тогда аэропорт был рядом и самолёт над городом не диво, но только не такой. Обычно прожужжит букашкой в далёком небе, у облаков, и всё. А этот шёл гораздо ниже, казался очень крупным и аж нутро от гула задрожало. Нас с другом что-то просверлило неясным беспокойством. Вот скрылся в сторону реки, но через несколько минут опять тревожный рокот и ещё ниже, зловеще сверкая крыльями, несётся этот самолётище. Что это? Явление всё повторялось, будоража сердца мальчишек. Уж не война ли снова? Я вспомнил рассказы матери про первые немецкие налёты на Воронеж. Тогда моя бабушка, увидев прямо над Утюжком самолёт с крестом, решила, что это санитарный, а из него – пулемётная очередь...

И вдруг, на пятом или седьмом круге, у самолёта отрывается крыло! Рёв мотора переходит в страшный вой, громадина беспомощно заваливается набок и неуклюже падает... А крыло завертелось как семечко клёна и стало плавно снижаться, оставляя чёрный дымовой шлейф. Оно упало в Коровий лог – большой овраг между стадионом "Динамо" и Берёзовой рощей. Мы бросились туда. Откуда сразу столько собралось людей? Из лога могучим столбом валил чёрный дым, а с ним струился дух большой беды.

По правому берегу с воем сирены уже металась первая пожарная машина, но пожарные, поняв ошибку, рванули к Чернавскому мосту. Вот уж и на этом берегу орут, приближаясь, тревожные сирены. А луг со всех сторон стал быстро наполняться любопытными. Почти все очевидцы вспоминают как будто растущую из-под обожжённой земли тоненькую детскую ручонку с зажатой яркой сумочкой. Пожарные огонь добили быстро и струями стали отгонять собравшихся. То же делали уже и на правом берегу – там воду качали прямо из реки и теснили сильно напирающую толпу, не давая приближаться к обрыву Собачки. Всего больнее сознавать, что всё же было поначалу и мародёрство – часы, кошельки... Затем прибыли военные.


На борту Ил-14 было 25 человек — 20 пассажиров и 5 членов экипажа. Среди пассажиров были десять норвежских женщин, которые приехали в СССР по приглашению нашего антифашистского комитета. Все они участвовали в движении норвежского Сопротивления, а трое из них в честь победы под Сталинградом тайком сделали советский флаг и переправили его в концлагерь, нашим пленным воинам. И вот в этот раз они привезли этот флаг и подарили его сталинградцам. На обратном пути домой все они погибли. Я смог найти единственную фотографию этих мужественных норвежек в электронном архиве газеты Aftenposten, которая собрала почти все свои выпуски с 1836 г. Пускай публикация этой фотографии будет своеобразным памятником нашим норвежским друзьям. Спасибо им.






promo drugoi february 20, 2013 13:57
Buy for 1 000 tokens
В этом блоге можно разместить вашу рекламу. У меня более 90 000 подписчиков в Живом журнале (около 2.5-3 млн посетителей в месяц), 135 тысяч подписчиков в Фейсбуке и больше 230 000 в Твиттере. Пишите на drugoi@gmail.com.

Самолеты в то время были с прямоугольными иллюминаторами...

И через пяток-другой лет это привело к нескольким авиакатастрофам.

Жизнь людей не особа ценилась в СССР. Да и сейчас, в общем-то...

Не только в СССР. Вот был такой пароход "Сент-Луис", например.

Героическая история женщин могла бы стать основой фильма. Вот только финал у нее отнюдь не голливудский. Он из типично советского фильма.

Не знал об этой истории.

Раньше непростые идеи сильнее сплачивали людей. Хороший снимок, радостный и живой.

Надо было сажать на заводе. На крайняк - в Воронеже. Чего ждал пилот?

Секретное железо тогда и ещё заметно больше было важнее грустной нашей Родине - чем жизни каких-то пусть и очень хороших людей на борту. Сильная история, не знала. Но в одном не догнала смысл действия: "...трое из них в честь победы под Сталинградом тайком сделали советский флаг и переправили его в концлагерь, нашим пленным воинам..." - сорри, не понимаю смысла. Передачи флага.

А вообще молодчина - в таком заметном напряге писать такие посты - это сильно. Респект!

Эх, читать такие посты перед посадкой в самолет. Брр... :)

Да ладно вам, много изменилось с тех пор.

Квадратные иллюминаторы. Так необычно.

Я помню, что в советских учебниках на карте второй мировой норвежцы были отмечены как союзники Германии.

Так оно и было — после начала оккупации к власти пришло пронацистсое правительство Видкуна Квислинга. Настоящее правительство и король уехали в Великобританию.

Поразительная история.
Разве могли предположить женщины из движении норвежского Сопротивления, что их убьют более чем через 10 лет те, кому они бескорыстно помогали...

Огромное небо...

На днях читала в Википедии о южнокорейском самолете, сбитом советскими в 1983 году, в той же википедии приведены леденящие душу распечатки разговоров пилотов в кабине... Грустно все это.

Всегда грустно, когда уходят хорошие люди.

Гм. Если верить приведенной ссылке из Вики, пилоты до последнего не знали, что двигатель загорелся - что сильно меняет акценты. Посадка двухмоторного самолета на одном двигателе - ситуация предусмотренная инструкцией и не катастрофическая, соответственно все к ней и отнеслись спокойно. А потом неожиданно отвалилось перегоревшее от пожара двигателя крыло, ну и все :-(

Если бы знали о пожаре - естественно, посадили бы экстренно куда угодно. (Да и средства тушения горящего двигателя на борту наверняка предусмотрены, так что пилоты просто потушили бы его и спокойно сели бы.)