Остальное уже было не спасти



Реставратор антикварной мебели Ираклий Месхия написал в фейсбуке:

Всего в двух часах езды от Москвы занесло меня в обычную русскую деревню с покосившимися избами, алкоголиками, бабульками, курами и грязью по колено. Ничего нового. Вообще, ничего нового от этого упадочничества не жду уже очень давно, но это село не оставило меня равнодушным. Зайдя с похмельным хозяином в один из домов, где пропили все, включая проводку, я обратил внимание на дверь, обклеенную выцветшими обоями, из под клочка которых на меня смотрел глаз. При более детальном рассмотрении дверь оказалась огромной иконой повешенной на петли с врезным замком с ручкой и выпиленым окошком для котика. Остальные двери в этом доме тоже были иконами.
Из больших храмовых икон была сконструирована и внутренняя стена дома. Когда я заинтересовался таким специфическим строительным материалом, хозяин с гордостью поведал мне, как они с отцом разобрали иконостас соседнего храма на «доски» и сделали ремонт. В ходе краткой экскурсии был продемонстрирован туалет из Царских Врат и часть курятника, где просматривались облезлые лики евангелистов.
Двери я забрал, остальное уже было не спасти.


Оригинал: https://www.facebook.com/siglos.ru.9/posts/420080038111020

P.S. Специалист по иконам, с которым проконсультировались, предположил, что это конец XVIII — начало XIX вв. Справа — Моисей со скрижалью, слева ангел с чашей — видимо, часть дьяконской двери.

promo drugoi march 31, 17:47
Buy for 2 000 tokens
Вы помогаете самым слабым и беззащитным - детям и взрослым, чья жизнь близка к завершению. Мы не знаем, сколько времени осталось, но с вашей помощью стараемся каждый день жизни наших пациентов сделать комфортнее, теплее и светлее. Спасибо за помощь! Сделать пожертвование:…
ОК, мои впечатления значения не имеют. А почему имеют значения ваши впечатления? Если вы легко отбрасываете мое мнение, почему вы решили, что не будет отброшено ваше? Да еще с такими радикальными выводами. Мусульмане, а это немало народу, могут вам весьма решительно возразить, что людей вообще изображать грешно, так что Троица не просто доска, а вообще является грехом. И с чего бы им вдруг принимать вашу точку зрения?

Вы почему-то не учитываете, что любое произведение является (или нет) произведением исключительно с точки зрения какого-то наблюдателя с его культурным багажом и историческим контекстом. Если мне "Божественную комедию" прочтут на языке оригинала, произведения попросту не будет. С таким же успехом поэму можно оттранслировать в двоичном коде в сторону гаммы Лебедя. И будет совершенно неважно - насколько искусен автор.

Я, конечно, не отправлю в печь Троицу, как и любую другую рукописную икону, но отнюдь не потому, что они производят на меня хоть какое-то впечатление своим содержанием или формой, а из элементарного уважения к истории народа. Именно к истории, а не к мастерству автора, которое мне так же непонятно, как искусство каллиграфии. Час свитки рассматривал, занятно, конечно, но ускользает. А ведь не наши "творцы" были, а признанные китайские мастера. Контекст не тот...
Согласна с Вами.
Как-то слишком истеричен Ваш оппонент.
Тупость, примитивизм и оправдание вандализма вызывают у меня раздражение - это нормальная реакция.
Я как раз никому не навязываю свои впечатления.
То, что вам или мне не понятно никоим образом не отменяет эстетическую или культурную ценность предмета. История народа здесь не при чем. Следуя вашей логике, христиане сожгли Александрийскую библиотеку, талибы взорвали статую Будды, которая их не впечатляла, а вы подтерлись бы оригиналом Божественной Комедии только потому, что она написана на непонятном вам языке и не имеет отношения к истории вашего народа. В этом случае, вы мало того, что лишили бы понимающих людей памятника литературы, но и себя удовольствия прочитать это в переводе. А лично мне и в голову не придет высморкаться в свиток с каллиграфией, даже несмотря на то, что мне не понятно его содержание или не тот контекст.
Вы мой пост почему-то не дочитали, ну да ладно.

Поймите, эстетическая или культурная ценность предмета - это не существующее объективно свойство предмета, как, например, его вес или габарит. Эта самая ценность может возникать исключительно как следствие восприятия наблюдателем. Если вам прочтут фрагмент текста на незнаком языке, то вы не сможете сделать вывод - вам что прочли? Фрагмент бессмертного или инструкцию по пользованию стиральной машиной? Вы точно уверены, что отличите шедевр каллиграфии, от мазни школяра? А то и другое от рецепта лапши? Вы рискуете "повесить на стену" меню, написанное похмельным владельцем забегаловки на берегу Сиху.