adagamov.info (drugoi) wrote,
adagamov.info
drugoi

Category:

Свальбард - земля холодного берега

Вместо обещанного рассказа про пивоварню (а он будет все равно) - я хотел бы немного рассказать про уникальное место на Земле - архипелаг Шпицберген (в Норвегии его называют Свальбард) Сначала короткая историко-географическая справка:

Шпицберген (Spitsbergen), владение Норвегии, занимающее архипелаг в Северном Ледовитом океане, к северу от Скандинавского полуострова и Полярного круга. Крупнейшие острова: Шпицберген (Западный Шпицберген) и Северо-Восточная Земля. Площадь архипелага Шпицберген — 62,7 тысяч кв.км. Коренного населения на Шпицбергене нет, на архипелаге живут 1,2 тысячи норвежцев и полторы тысячи российских и украинских граждан, занятых добычей угля. Административный центр Шпицбергена — поселок Лонгйир (Longyearbyen). Помимо Лонгйира и другого норвежского поселка Нью-Олесунд (New Ølesund - бывший Кингсбей - отправная точка экспедиции Нобиле) на Шпицбергене расположены два российских поселка: Баренцбург и Пирамида.

Шпицберген имеет гористый рельеф (высшая точка — гора Ньютон; 1712 м), его берега изрезаны фьордами. Ледники занимают более половины поверхности островов (35,1 тысячи кв.км). Из полезных ископаемых промышленное значение имеют месторождения каменного угля. В водах архипелага водятся треска, палтус, пикша, гренландский тюлень, нерпа, белуха, на островах — белый медведь, песец, олень.

Шпицберген был открыт скандинавскими и русскими мореходами в средние века, но суровая природа островов препятствовала его заселению. Лишь в феврале 1920 года в Париже представителями ряда европейских стран, США и Японии был подписан договор (Шпицбергенский трактат), признающий суверенитет Норвегии над Шпицбергеном. По условиям договора гражданам стран, подписавших его, было предоставлено право хозяйственной и научной деятельности на островах. Шпицберген был признан демилитаризованной зоной. Официально Шпицберген частью норвежской территории был признан в 1925 году.

С июня по ноябрь до Шпицбергена можно добраться морским путем через порты Тромсо и Мурманск. Норвежский аэропорт Лонгйир используется и российскими воздушными судами.



На Свальбард я летал со своими друзьями (это они в самой традиционной одежде полярников - оленьих комбинезонах - одели покрасоваться, пижоны), владельцами туристического комплекса в Лонгйире "Basecamp", для которого я в то время, два года назад, делал графический стиль. Из Тромсо на Свальбард летают самолеты двух компаний - SAS и норвежской Braathens. SAS использует MD, у Braathens только Боинги. Вот, на таком Боинге(снимок сделан в аэропорту Лонгйир в день отлета оттуда) мы и пролетели за полтора часа путь, на который во времена Нансена и Амундсена тратили по месяцу.

Свальбард уникален по многим показателям. С геологической точки зрения архипелаг представляет собой один из самых интересных в мире районов. Горы лежат рядами, подобно гигантскому архиву, поднимающемуся из земли. Здесь геологи могут заглянуть в историю Земли самых отдаленных времен - от докембрийского до четвертичного периода. В 1973 году примерно половина Свальбарда стала охраняемой территорией. Были созданы три национальных парка и два больших заповедника. 60 процентов площади архипелага круглый год покрыто льдом и снегом. Глубина вечной мерзлоты достигает 500 метров. Тем не менее в прибрежных районах особо стойкие растения крепко цепляются к земле, но, представьте, на Свальбарде нет ни одного дерева. Кроме тех березок (как шутят наши шахтеры), которые нарисованы на стене дома культуры в Баренцбурге.


Прилетели. Вот она, семьдесят восьмая параллель.

Упрямые норвежцы построили в Лонгйире маленькую копию своей страны - с тем же комфортом и сервисом, как и на материке. Мобильный телефон работал не только в поселке, но и на собачьей ферме, черти где от Лонгйира, куда, несмотря на это, мы приехали на такси - микроавтобусе Мерседес. По грунтовой дороге, правда. :-) В поселке построен филиал университета в Тромсо, работает школа, два детских сада, много магазинов. Для жителей Лонгйира правительство ввело налоговые льготы, они не платят НДС 24% за товары и им предоставляют кредиты на жилье на очень выгодных условиях. В-общем, я не почувствовал себя на краю Земли, хотя этого хотелось - полярной романтики.

Далее: просто комментарии к фотографиям, чтобы не растекаться мыслью по древу.

Начну с себя - традиционный снимок на главной "улице", рядом с памятником шахтерам. На том склоне горы, справа, остатки канатной дороги, по которой транспортировали уголь из шахт в глубине острова. Вот она в рабочем состоянии - снимок 1923 года. Я не представляю, как можно было построить это в таких чудовищных условиях - полгода полной темноты, холод, ветры и полная отдаленность от остального мира. Вот, на этом снимке и на этом то, что от этой канатки осталось сейчас. Вблизи канатка выглядит очень стильно - старое, выцветшее дерево, металл, куски угля... Рядом с музеем Свальбарда стоят шахтерские вагонетки разных времен.


Горноспасатели, 1926 год


Когда мы шли морем в Баренцбург, слева, среди бесконечной горной гряды, увидели брошенную шахту. Оставленные людьми дома, какие-то постройки - кончился уголь и жизнь ушла отсюда. Зрелище, я вам скажу, не из легких.

В Баренцбурге все было как в России, только почтовый ящик - норвежский. :-) Когда шли назад, в Лонгйир, на море здорово заштормило и я оставил бурным водам Ледовитого океана весь обед, съеденный в шахтерской столовой - меня просто наизнанку выворачивало и я своим криком, перегнувшись через фальшборт, распугивал пролетающих чаек.

В двадцатые годы на Свальбарде была китобойная база., а сейчас вот такие мирные норвежские мамы гуляют со своими малышами...

Днем раньше, до похода в Баренцбург, мы ездили всей компанией далеко в горы, на ферму, где разводят ездовых собак - настоящих лаек, выносливых и злых. Там, в деревянной юрте переночевали - а вернее всю ночь сидели у очага, пили красное вино и болтали. Утром за нами пришло то же такси (жалко, ребята, так хотелось почувствовать себя отважным полярником, но эти прелести цивилизации обламывали весь кайф) и мы уехали назад, в Basecamp. Кстати, номера в Базовом лагере сделаны очень интересно - в современное здание встроены вот такие хижины. Полная имитация жилья первых лет освоения архипелага - доски, рубероид, деревянные кровати с собачьими шкурами на них. Романтика... :-) Стоит такой номер 200 долларов в сутки, дороже, чем в тамошнем Рэдиссон SAS.

Сохраненное первое здание почты в Лонгйире. Начало двадцатых годов.

Кирха в поселке и один из детских садов.

В день, когда мы прилетели, на горах лежал легкий снег, а на следуюший день было тепло и солнечно. Октябрь.

Скутера - главный транспорт зимой.

Все время очень удивляло это сочетание несочетаемого - края света и нормальной цивилизованной жизни (аэропорт внутри - маленький, но настоящий)

Трудно себе представить норвежский населенный пункт без флага, где-нибудь. :-)

Ну вот, пожалуй и все, на этот раз. На все вопросы с удовольствием отвечу. Спасибо, что дочитали.
Subscribe

promo drugoi march 31, 2019 17:47
Buy for 2 000 tokens
Вы помогаете самым слабым и беззащитным - детям и взрослым, чья жизнь близка к завершению. Мы не знаем, сколько времени осталось, но с вашей помощью стараемся каждый день жизни наших пациентов сделать комфортнее, теплее и светлее. Спасибо за помощь! Сделать пожертвование:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments