Previous Entry Поделиться Next Entry
«Трудно быть богом» выходит на экраны
dr.
drugoi


Еще в 1967 году Алексей Герман вместе с Борисом Стругацким написали сценарий по повести «Трудно быть богом». Приступить к съемкам не успели: после ввода войск в Чехословакию кино запретили. Слишком много ненужных ассоциаций. Алексей Герман и его жена, соавтор, друг Светлана Кармалита попробовали вернуться к фильму в начале перестройки, но опять работа не пошла. Тогда казалось, что благородный дон Румата - это реформатор Горбачев. Много позже, в конце 90-х была предпринята еще одна попытка разобраться почему в Арканаре невозможно быть богом. Почему человек, который призван принести добро становится тираном, у которого нет иного способа победить зло, как уничтожить его.

— Мы с удовольствием повторяем прекрасные фразы Стругацких, - говорил тогда Алексей Герман. — После прихода черных, когда весь город уже в виселицах и трупах, доны (почти демократы), которых самих везут на порку, говорят: «Мой друг, зато вы замечаете, как вольно дышится в новом, освобожденном Арканаре?».

Я ждал этого фильма после «Хрусталев, машину!», явившего в своё время зрителю нового, гораздо более сложного и трудного для понимания Германа, с опаской и надеждой. Я думал, что «Трудно быть богом» повторит судьбу «Шинели» Юрия Норштейна, так и не законченного мастером. Однако, мы дождались результата. Жаль, что без самого Алексея Юрьевича.

Я посмотрел «Трудно быть богом» дважды — сначала на ноутбуке у себя дома, потом на премьере в Риме. Два раза по три с лишним часа жесткого черно-белого ада, который, однако, не отталкивает сразу, а постепенно затягивает тебя с головой, несмотря на твое внутреннее сопротивление и неприятие. Я не думал, что будет так жестко, так откровенно и беспощадно. Это даже не «Хрусталёв». Пространство в кадре тесное до клаустрофобии, звук и картинка давит, не давая сосредоточиться на происходящем. Хочется вздохнуть, отвлечься и здесь помогают белые платки Руматы, которые он все время достаёт ниоткуда, и этот великолепный режиссерский приём позволяет хоть немного прийти в себя. Как написал в своём эссе итальянский учёный-философ Умберто Эко: «После просмотра этого фильма вы поймете, что в сравнении с Германом фильмы Квентина Тарантино – это Уолт Дисней».

Это и правда не кино для развлечения, это произведение киноискусства, которое требует большого труда от зрителя. Не уверен, конечно, что таких желающих потрудиться найдется много, но, думаю, это уже неважно сейчас. Главное, что фильм сделан, он есть, он уже живет своей жизнью.



































































































Алексей Герман мл. любезно предоставил читателям этого блога два фрагмента из фильма:






На мировой премьере фильма в рамках Римского фестиваля, 13 ноября 2013 г. Справа налево исполнитель главной роли дона Руматы Леонид Ярмольник, продюсер Виктор Извеков, министр культуры РФ Владимир Мединский, продюсер Рушан Насибулин, директор Департамента кинематографии и модернизационных программ министерства культуры РФ Вячеслав Тельнов, автор сценария Светлана Кармалита, Алексей Герман-младший, оператор-постановщик Юрий Клименко, глава фонда кинематографии «Открытый мир» Елена Романова.

Фотография: © Рустем Адагамов/drugoi

После премьеры Иван Стругацкий, внук Аркадия Натановича Стругацкого отметил: «я в первый раз посмотрел фильм «Трудно быть богом» и до сих пор нахожусь под впечатлением. Фильм настолько наполнен деталями, цитатами и дополнительными смыслами, что я буду пересматривать его еще и еще. Безусловно, эта картина написана на совершенно новом кинематографическом языке, требующем детального изучения и развития. Я уверен, что найдутся новые храбрые режиссёры, которые будут черпать вдохновение из этой картины.

Фильм является абсолютно самостоятельным произведением, имеющим безграничную собственную эстетическую и этическую ценность. В то же время сюжет картины достаточно близок к оригиналу, то есть к книге, к одноименному роману братьев Стругацких. Фильм следует смотреть еще и ради того, чтобы понять, что увидел Герман, что запало в его душу и что взволновало, когда он читал «Трудно быть богом». Единственное, за что я переживаю, так это за то, что фильм настолько высоко поднял планку для экранизаций Стругацких, что немногие теперь отважатся на такой поступок».


P.S. Съемочная группа выражает особую признательность фонду «Открытый мир», его главе Елене Романовой, министерству культуры и лично Владимиру Мединскому за помощь в организации и финансировании премьеры фильма на Римском фестивале.


промо drugoi февраль 20, 2013 13:57
Разместить за 1 000 жетонов
В этом блоге можно разместить вашу рекламу. У меня более 90 000 подписчиков в Живом журнале (около 2.5-3 млн посетителей в месяц), 135 тысяч подписчиков в Фейсбуке и больше 230 000 в Твиттере. Пишите на drugoi@gmail.com.

В кинотеатрах интересно будет показываться?

в следующем году. пока неизвестно когда точно.

Edited at 2013-11-18 09:44 (UTC)

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
отличная новость. спасибо

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Свершилось-таки ! Очень сильно ждём в кино, хочется посмотреть и составить своё мнение.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Фильм снимался за Бероуном, в граде Точник и его окрестностях. Там очень живописно, а с самого Точника прекрасные виды. Там же живет колония летучих мышей, их можно услышать, "унюхать" и даже увидеть днем.
На Точнике бываю часто. Или программа, или просто в походах.
В этом походе, в Точнике была экспозиция с фотографиями, о фильмах, снятых в Точнике.
Было интересно видеть на фото места Точника и то, как это выглядело в фильме.
http://mila-praha.livejournal.com/337323.html

Из того что видел в сети - каждый кадр шедевр. Тарковский порадовался бы. Это надо смаковать.

радовался бы Тарковский, не будь у него под рукой Юсова?

Ну вот, подразнили. Ждем экранки через полгода :(

Пара комментариев к первым комментариям

Не исключено, что фильм я не увижу, но пару замечаний, исходя из этих комментариев, я бы сделал.

1. Некоторая однобокая эстетизация безобразия, с использованием фактуры средневековья.
Дык, средневековье это и дамы, и рыцари, и трубадуры-миннезингеры-ваганты, и архитектура светская и духовная, что стоит до сих пор.
И литература. И философия со своими носителями. И отчаянная до массовых психозов вера в Христа как воплощенное Добро..
И материальная культура.
Тот же первый парламент в Европе - в 10м веке, а потом в 13 веке - парламенты и вовсе понеслись.
Если некоторым нагнетанием мерзости пытаются провести параллель с баснословно-ужасным СССР (о чем предполагают англоязычные комментаторы), то это и вовсе нехорошо.
Как говорят англоязычные, every cloud has a silver lining - как бы это ни было кому-то неприятно.
Сами-то эти "кто-то" не из СССР плоть от плоти, что ли? Появилось полно хоббитов с ложной памятью..
Потом, безобразие это не обязательно воплощенное зло. И наоборот..

2. Боги не садились в лужу.
Боги были всесильны и они снисходили из коммунистического рая. Из города Ленинград.
Чисто композиционно, по тексту Стругацких, средневековый негатив в одном отдельно взятом государстве одной планетки
был уравновешен великой гуманистической, легкой, иронической цивилизацией нашего коммунистического будущего.
Боги таки могли всё: начиная от позитивной реморализации со стационарных спутников и накормления семью хлебами,
до принуждения к миру участников беспорядков газом с патрульного дирижабля.
Пафос Стругацких и композиционная изюминка в том, что могучая гуманная сила, неодолимая в большом,
в малом, на уровне одного отдела "Института экпериментальной истории" - может проколоться.
И ореол/ареал этого прокола - небольшой, в масштабах городка-государства.
Ну, ушел у них в горы Алитет-Рэба - не нейтрализовали его. Из той же жалости. Получили несравнимо больше крови.
Зато не дали молнии леворадикалам - предотвратили другое кровопролитие..
Попутно леворадикалы уверовали, что благой бог - есть! А Рэбе не хватило опаски и фантазии...
У Стругацких - про силу нас асимптотических: настолько всеблагих, всемудрых, всемогущих,
что другой раз всеблагость конфликтует со всемогуществом.
Уму, чести и совести, действующим одновременно, иногда бывает технически трудно. Технически.
Потому что психологически прогрессору легко: его горний мир практически рядом, как и положено вездесущему богу.
И вознести туда он легко может всякого дольнего.
У Германа, подозреваю, про другое. Типа, некое гиперболизированное "На дне", что ли..
Интересно, чем пахли герои "На дне"? В советское время мы как-то об этом не задумывались...

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Последнее Кино. Теперь только "Цитадель" и надолго

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Ох. Надо смотреть.
Интересно, будет ли прокат в Израиле.

Жаль, что Румата - Ярмольник.

да ладно. когда Никулин снимался в 20 днях без войны, тоже некоторых коробило.

(Удалённый комментарий)
"Ведомости" писали, что российский прокат будет в феврале 2014 года. Теперь еще три месяца те, кто посмотрел, будут писать статьи, колонки, рецензии и так далее для всех остальных, кто не посмотрел. Спасибо, конечно, только какое же это "выходит на экраны".

Edited at 2013-11-18 10:35 (UTC)

(Удалённый комментарий)
Еще раз спасибо. Не терпится посмотреть наконец.

?

Log in

No account? Create an account