Фотографии: © drugoi/Рустем Адагамов
04-05.12.2013, Украина | Праздник непослушания в Киеве продолжается. Гражданский протест, возникший после отказа Януковича подписывать соглашение о евроассоциации, постепенно оседлали политики. На руку сыграл ночной разгон Майдана, бессмысленный и беспощадный. Он вдохнул новые силы в угасающую уже активность и птица Феникс площадной борьбы возродилась вновь. Теперь уже трудно себе представить (особенно после событий на Банковой и у памятника Ленину на бульваре), что какие-то силы правопорядка смогут что-то сделать в центре города. «Беркут» фактически дисредитирован и блокирован на своей базе. Положение напоминает шахматный цугцванг, когда действие любой из сторон приведет к ухудшению её положения. Митинг на Майдане, который идет уже неделю без перерыва на сон, очень активный и возбуждающий массы, по сути остается вещью в себе. Власть, по крайней мере на поверхности, не предпринимает ничего, кроме блокирования подступов к зданию Кабмина и администрации президента. Больше полиции в центре не видно нигде. Что делать дальше, я думаю, не понимает уже никто. Отставка Януковича и правительства, так горячо желаемая на Майдане, никакой не выход из положения. Досрочные выборы президента смогут привести к власти, допустим, Кличко, но, я уверен, через четыре-пять лет Майдан начнет прогонять и его. Людям хочется перемен к лучшему, но какой путь приведет к этому лучшему, похоже, не известен ни политикам-оппозиционерам, ни людям, которые мерзнут у костров на Майдане. Мне кажется, что сейчас в Киеве происходит своего рода реванш тех, кто проиграл на последних президентских выборах и получил в президенты Януковича. Это в первую очередь, а уж потом евроинтеграция и прочая, прочая. Поэтому, наверное, сейчас здесь национальная тема играет основную роль. Я думаю, что Украину на пути самоидентификации ждут десятилетия трудной борьбы с «внешним врагом», но прежде всего с самой собой, вот такой, пытающейся определить путь развития. Удачи украинцам, в общем. А в Киеве сейчас интересно, люди опьянены свободой и единением. Всё это напоминает рок-фестиваль. Причем, рядом с ним идет обычная жизнь — ездят шикарные автомобили, ходят девушки в мехах и с ногами от ушей. Иногда кажется, что кто-то снимает кино про революцию.
Какой-то осмысленный репортаж на тему сделать трудно и времени нет. Поэтому вот такой набор фотографий:
Одна из «фишек» Майдана — футбол. Играют постоянно — днем и ночью.
Дрова для костров.
Костры у баррикады, которая блокирует доступ на Майдан с Крещатика.
Проход в баррикаде.
Виталий Кличко за сценой митинга на Майдане.
Бочки еще сваривают парами, втыкают в них трубу и в лежачем положении получается приличная печка.
У штаба протеста идет активная раздача чая и бутербродов. В самом штабе обстановка революционная, деловая. Работает пресс-центр, который выдает пресс-карты с которыми журналисты проходят куда угодно и всячески приветствуются. Здесь же готовят еду, регистрируют вновь прибывающих. На лестнице иду за парнем, у которого замотана голова бинтом — сверху женщина кричит ему: «С тобой уже работает адвокат»? Охрана очень вежливая. Вообще, все очень приветливые и вежливые. Это вызывает самую искреннюю симпатию, конечно.
Лица Майдана.
На Майдан тащат продукты со всего города. Повар, который варит гороховый суп в огромном чане, ругается на тех, кто несет ему пакеты из супермаркетов: «Валите в штаб, пускай они принимают, мне еще второе готовить».
Пункт раздачи еды у Михайловской улицы.
Здесь собирают теплую одежду.
Еще один из центров протестного движения — здание городской администрации Киева. Мэрия, короче говоря. Её заняли в пятницу и сейчас там что-то вроде флэш-моба и напоминает Смольный во время октябрьского переворота 1917 г.
Вот так это выглядит сверху.
Здесь постоянно живут несколько сот человек.
Медпункт работает прямо в зале.
Столовая.
Священник из Николаева.
Читатели.
Баррикада на Крещатике.
Утро 5 декабря. На Майдане распределяют людей, которые пойдут менять пикетчиков у Рады, Кабмина и администрации президента. С раннего утра по улицам идут колонны и скандируюют: «Киев, вставай!». Стоящие в пикете у заблокированного прохода к зданию кабинета министров упрекают киевлян, заходящих в гастроном, почему они не с ними? «Так мы же работаем», — отвечает какая-то женщина. «Так мы тоже», — несется ей в ответ от мужиков, приехавших откуда-то с запада страны.
По улице идут демонстранты, а к обочине припарковывается розовая улитка и начинает раздавать бесплатный кофе.
В каждом переулке, каждом проходном дворе вокруг администрации президента стоят милицейские заслоны и пикеты оппозиции.
У здания городской администрации ждут судебного пристава, который должен огласить решение суда о запрете блокировки административного здания. Оппозиция, захватившая здание, заявляет, что она как раз разблокировала мэрию и теперь сюда может войти каждый. Это правда.
Люди у входа ждут пристава. На флагштоке у входа готовятся поднять флаг Киева и Европейского союза.
Пристав приходит. Это молодая женщина, изрядно испуганная происходящим. Она зачитывает решение суда в мегафон. Её провожают криками «Ганьба!».
Это новогодняя ёлка на Майдане.
Собаки здесь тоже участвуют в протестном движении.
Люди Майдана.
Переведи меня через майдан,—
Он битвами, слезами, смехом дышит,
Порой меня и сам себя не слышит.
Переведи меня через майдан.
Фотографии: © drugoi/Рустем Адагамов
Journal information