Previous Entry Поделиться Next Entry
В Швеции идет поиск иностранной подводной лодки
dr.
drugoi

Фотографии: Scanpix Sweden

19.10.2014, Швеция | Четвертые сутки шведские военные ведут охоту за иностранной подводной лодкой, следы которой были обнаружены в районе Стокгольмского архипелага. Поиски ведут четыре корабля Svenska marinen, включая корвет «Висбю» К31 (корабль-невидимка, изготовленный по технологии Стелс), вертолеты, катера береговой охраны и более 200 военнослужащих. Вчера вечером появились сообщения, что подводная лодка может быть российской — в частности, шведская пресса пишет о мини-подлодке проекта Тритон-НН, предназначенной для транспортировки водолазов. По данным Svenska Dagbladet, служба радиоперехвата шведских ВМС (Försvarets radioanstalt) зарегистрировала радиопередачу на русском языке из своих территориальных вод. Сигнал помощи был направлен из района Стокгольмского архипелага на русском языке. Сигнал был пойман дважды - один раз в зашифрованном виде. После второй передачи шведские военные установили, что приемник радиосигналов, по информации Svenska Dagbladet, расположен в российском Калининграде, где находится база Балтийского флота РФ.



Министерство обороны РФ, в свою очередь, опровергло информацию о том, что российская подводная лодка подала сигнал бедствия из шведских территориальных вод. «Подводные лодки ВМФ России, как и надводные корабли, выполняют задачи в акваториях Мирового океана в соответствии с планом», — сообщил Интерфаксу в воскресенье официальный представитель оборонного ведомства. «Никаких нештатных и, тем более, аварийных ситуаций с российскими военными кораблями не было и нет».

Шведские военные продолжают поиск субмарины в районе, который указан на карте, и пока никак не комментируют свои действия.












Скандинавская пресса в эти дни, конечно, вспоминает известный скандал 1981 г., когда советская подводная лодка С-363 прошла в шведские террориториальные воды и добралась до акватории военно-морской базы в Ландскруне, где в ночь с 27 на 28 октября села на камни у острова Турумшёр.



Существуют разные версии того как и зачем советская подводная лодка попала в то место, где оказалась на мели. Советская пресса, когда скандал невозможно уже было утаивать даже от населения СССР, сообщила, что «советская дизельная подводная лодка №137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции». Может дело обстояло именно так, тем более, что в самом начале похода из военно-морской базы Палдиски подлодка зацепила рыбацкий трал, который повредил стекло ветроотбойника, сорвал несколько деталей на рубке и свернул рамку радионавигатора. С другой стороны, лодка каким-то мистическим образом смогла пройти сложный маршрут между островами архипелага по секретному фарватеру шведских ВМС, который составлял в ширину всего 12 метров. А в то самое время, когда С-363 оказалась у базы ВМС в Карлскруне, шведская подводная лодка «Нептун» проводила испытания нового вида торпед.



Советские подводники попытались снять лодку с мели самостоятельно, применяя полный ход дизельных двигателей, но безуспешно и лодка только прочнее уселась на шведские камни. Обнаружил ее утром рыбак Ингвар Свенссон, который тут же сообщил о находке береговой охране. Военные сначала не поверили рыбаку и патрульный катер подошел к лодке только через час.



О происшествии было доложено начальнику штаба Военно-Морской базы Карлскруна капитану 2 ранга Карлу Андерссону, который немедленно отправился к подлодке. Поднявшись на рубку, он попросил переговорить с капитаном. Командир лодки провел Андерссона в кают-компанию и предложил «флотского чая». За столом обстановка несколько разрядилась и начальник штаба ВМБ дружелюбно предложил советским подводникам помощь, отправив субмарину домой не поднимая шума. Но информация о советской подлодке ушла в Стокгольм и вызвала среди военно-политического руководства Швеции шок. После чего настало время активных действий, а в штабе Балтийского флота, наконец, осознали, где находится подводная лодка С-363. Пока дипломаты пытались найти пути выхода из сложившейся уникальной ситуации, ситуация стала стремительно ухудшаться. На помощь С-363 вышла эскадра Балтийского флота во главе с большим противолодочным кораблем «Образцовый». Главнокомандующий Вооруженных Сил Швеции получил приказ держать границу на замке и батареи береговой артиллерии готовили всерьез открыть огонь по советским военным кораблям в случае нарушения границы. Шведы провели радиологическую разведку около лодки и объявили, что на ее борту находится ядерное оружие. Экипаж лодки занял оборону, на берегу появились подразделения шведской морской пехоты. Швеция объявила сбор резервистов.



1 ноября 1981 года советский МИД получил от шведского посла в Москве условия освобождения подлодки: СССР должен принести извинения за вторжение; оплатить все расходы по спасению субмарины (5 миллионов шведских крон или 1 миллион рублей); снимать подлодку с банки будет шведское аварийно-спасательное судно; командир подлодки и офицеры должны быть допрошены шведской стороной.

СССР согласился со всеми условиями, попросив только заменить слово «допрошен» на «опрошен». Так или иначе командир советской подводной лодки С-363 капитан третьего ранга Анатолий Гущин был отконвоирован в отделение полиции, где его допрашивали в течение шести часов. Шведская пресса в это время, посмеиваясь на незадачливыми советскими подводниками, назвала лодку «Whiskey on the rocks» (Whiskey — название этого типа ПЛ по классификации НАТО), намекая на название алкогольного напитка со льдом, которым могли злоупотреблять на борту лодки.



На следующий день правительство Швеции дало расширенную пресс-конференцию, подведя итог недельного стояния подлодки С-363 на камнях. После которой 5 ноября 1981 года шведы приняли решение стащить лодку с мели, вывести ее в нейтральные воды и передать для дальнейшей буксировки кораблям советского военно-морского флота.

Утром 6 ноября в 08:00 буксир вывел подлодку в открытое море, и через 30 минут советская субмарина пересекла территориальные воды Швеции. 7 ноября 1981 года лодка своим ходом вернулась на базу в Лиепае в тот самый момент, когда на Красной площади в Москве шёл военный парад и демонстрация трудящихся.

Как только подводная лодка пришвартовалась к причалу, офицеры были отправлены в штаб, где начала работу комиссия по расследованию инцидента. Мичманов и матросов опрашивали прямо на борту. Итогом работы специальной комиссии стало увольнение капитана 2 ранга Иосифа Аврукевича из состава ВМФ, командир подлодки С-363 Анатолий Гущин был снят с должности и направлен для дальнейшего прохождения службы в береговую часть. С того момента лодку С-363 иначе как «Шведский комсомолец» не называли. В 1988 г. она была списана и пущена на металлолом.

Инцидент с ПЛ С-363 нанес серьезный ущерб престижу военно-морского флота СССР и серьезно ухудшил отношения со Швецией, в которой потом много лет искали советские подводные лодки, принимая за них любые непонятные объекты в море. Большинство населения страны стало считать СССР враждебным государством.

На месте, где в 1981 г. села на мель советская подводная лодка С-363, шведы поставили памятный знак.




промо drugoi февраль 20, 2013 13:57
Разместить за 1 000 жетонов
В этом блоге можно разместить вашу рекламу. У меня более 90 000 подписчиков в Живом журнале (около 2.5-3 млн посетителей в месяц), 135 тысяч подписчиков в Фейсбуке и больше 230 000 в Твиттере. Пишите на drugoi@gmail.com.

Путин оружие террористам не поставлял, боинги не сбивал, лодки в шведские воды не посылал.
Это все происки америкасов!

нет, она заблудилась, как псковские десантники

охраняют опять военную тайну?

Кузьмич опять не тот кордон попутал ?

Кузьмич опять не тот кордон попутал ?

А может наши хотят спереть памятный знак?

Учите матчасть

Я, грешным делом, в советсткое время был радиолюбителем. Ну расположение источника радиосигнала определить можно. Тут всё ясно. Но, мля, какой же "прогресс". Определили и приёмник в Калининграде! Не постите глупость.

Re: Учите матчасть

вхождение в радиообмен предусматривает двухстороннюю связь, что бы респондент был твёрдо уверрен ,что его принимают. Этого обмена рапортами ,вполне достаточно для определения примерного местонахождения корреспондента.

такие шведские береговые охранники

"Шведская пресса в это время, посмеиваясь на незадачливыми советскими подводниками"
ага, шведы сами чужую лодку проспали, под носом всплыла - её местные РЫБАКИ ОБНАРУЖИЛИ!))

Re: такие шведские береговые охранники

Да, шведы сняли тоже начштаба базы ВМФ за ротозейство

Шведы провели радиологическую разведку около лодки и объявили, что на ее борту находится ядерное оружие.
на этом корыте? ололо

Спасти или уничтожить? (другой Хамлет (с))

год нынче не 2001-й и эпизод с лодкой "Курск" это напоминает не сильно, а год нынче 2014-й, и станет это в одну историческую линию с заблудившимися на Украине десантниками, массово гибнущими на учениях в Ростове солдатами, белыми "камазами" непонятно с чем и т.п.
Проклятый год это будет для России, как 1941, 1914, 1917, 1937 и 1991.

миром праят цифры?

думаете какая то мистика есть в цифре 2014?
или майя на два года ошиблись со своим календариком?

лодка шредингера

есть она или нет, но потомки викингов, судя по фотку откопали томагавк и вышли на тропу, пардон ферватер вйоны :)

ну по крайней мере такие воинственные фото!

п.с. дай бог чтоб не так как с Курском!

Re: лодка шредингера

Искать надо в Белоруссии, все подлодки там сосредоточены

надеюсь ее найдут с живым экипажем

Чтобы потом повесить кровавых ватных солдат-террористов? Полностью за!

Слава Украiне, Слава Джорджии, Слава Еуропе, Слава Небесной и Подземной сотням, Слава Яростнуму Ляшку и Задумчивому Кличку, Слава Мудрому Коломойскому!

Отвратительно. То к шведам американский Boeing RC-135 залетит, то, вот, лодка непонятная заплывёт. Никто шведов не уважает...

На Украину вон боинг тоже залетел и украинские ПВО не дремали. А шведы чего-то клювом щелкают. Устроили там проходной двор...

Дрочащее на бабушкины яйца хуйло бросит моряков опять?

Еще и скажет, что бандеровцы виноваты)

во всем виновата советская традиция авось и небось

к Стокгольмскому архипелагу идет корабль глубоководной разведки "Профессор Логачев"


"Профессор Логачев" прошел Таллин и выходит из Финского Залива на максимальной скорости в 14 узлов.

Особенно,когда искать нечего.Но для шведской публики,отличный повод не отказыватся от членства в НАТО,которое сейчас обсуждается.И совпало же)

?

Log in

No account? Create an account